— Dorna нужен был четки план на октябрь-ноябрь. И хотя Circuit of the Americas горел желанием принять MotoGP, Аргентина, Австралия, Таиланд, Малайзия и Япония были в подвешенном состоянии с февраля. Февральский пожар уничтожил главное здание Termas de Rio Hondo, было ясно, что регион не успеет восстановить сооружение к октябрю. Япония закрылась из-за ужесточения режима по Covid-19. Сепанг не захотел проводить гонки без зрителей. Австралия могла открыться для туристов не раньше декабря, так что октябрьский план рушился. Судьбы этих этапов решались как раз в августе. Еще до того, на 2023 год был перенесен дебют Гран-При Финляндии на Kymiring.
Дитрих Матешиц и Кармело Эспелета подписали очередной многолетний контракт на проведение Гран-При Австрии по MotoGP
Чтобы в календаре не появилось много дыр, Dorna предложила Дитриху Матешицу провести на Red Bull Ring «doubleheader» — двойной этап, как в Катаре. Матешиц заверил Эспелету, что здесь, в Шпильберге MotoGP ждут с распростертыми объятиями: хоть 3, хоть 4 этапа — все проведут!
И Red Bull Ring принял первые два гоночных уикенда августа, которые навсегда войдут в историю Мото Гран-При.
Валентино Росси сделал свой выбор
Две значимые причины, по которым Валентино Росси все же решил уйти в отставку в конце 2021 года, очевидны и невероятны одновременно. На каникулы Валентино и Франческа отправились в Хорватию на своей яхте — подальше от сторонних глаз, ушей и языков. Там и было принято решение всей жизни: Валентино знал большущую новость, о которой они с Франческой объявили только спустя месяц — они ждали киндера!
Валентино Росси и Франческа на каникулах в Хорватии
На пресс-конференции в Шпильберге Росси заявил о том, что «не хочет, чтобы его дети видели папу только по телевизору», то есть, хочет чаще быть с семьей, чем вдали от дома. Смысл его речи был в том, что его карьера была самой полной, какую только может представить себя спортсмен — «желать большего было бы глупо»; но карьера — это еще не все, есть семья и родные, и они важнее. Для итальянца нормальная мотивация. С другой стороны, сам Валентино всерьез еще не воспринимал ситуацию, что он — и вдруг окажется вне MotoGP. Он в этом несколько раз честно признался на разных интервью, поэтому до последнего дня сохранял психологию профессионального мотогонщика и боролся, сколько было в его силах.
Валентино Росси объявил о решении завершить карьеру в MotoGP после 2021 года
Второй же (и наиболее вероятной, хотя и менее явной) причиной ухода были его взаимоотношения с многолетними партнерами. Прежде всего, следует отметить, что новый проект VR46 Racing Team в связке с арабами никак не пересекался с Yamaha. Росси очень хотел, чтобы мечта всего VR46-сообщества, наконец, воплотилась и цвета VR46 полноценно оказались в MotoGP. Но то, как развивались переговоры с Аль-Саудами, говорило, что после заключения реального контракта и первых денег Росси на самом деле потерял бы свой проект — тот перешел бы в собственность Tanal Entertainment, как и бренд VR46. Сауды хотели заполучить всё и сразу: славу Росси, его лицо, его имя, его наработки, его команду, его Академию. Похоже, что Валентино вовремя осознал опасность такого «партнерства».
Одновременно с этим, Росси продолжал переговоры с Petronas Sepang Racing Team о возможности продолжения карьеры. Он также обсуждал с Yamaha, какие могут быть варианты отношений — в гонках или вне гонок. Как можно понять из «прощальной» речи Валентино на Red Bull Ring, он до последнего собирался оставаться «человеком Yamaha». То есть, не горел желанием пересаживаться на Ducati и становиться пилотом собственной команды. А это противоречило воле Принца. Собственно, желание Росси выйти из игры и стало концом того фарса, что разыгрывался вокруг VR46 с Aramco.
Отказ Росси продолжать карьеру пилота стало сигналом для Принца — бросить эту затею и переключить внимание на что-нибудь еще. Так оно затем и произошло.
…а планы Принца были грандиозными!
Пресс-конференция, которую Абдульазиз бин Абдулла бин Сауд анонсировал еще в июле, и которая не состоялась «через неделю», как было объявлено в Ассене, все же была назначена 3 августа. Офис Принца объявил, что будет презентация Aramco Racing Team VR46. Само «шоу» переносилось несколько раз и прошло в формате видео-конференции, на которую позвали ограниченное количество журналистов. Tanal Entertainment Sport & Media, медийно-девелопперский холдинг, принадлежащий непосредственно семье Аль-Саудов, подтвердил спонсорство проекта Валентино Росси сроком на 5 лет, с 2022 по 2026 соответственно. Сам Принц вещал, как ему интересно развивать проект VR46 в рамках программы Saudi Vision 2030, что имя Росси и его великое наследие будет воплощено в огромном гоночном тематическом парке и бла бла бла. По идее Принца, VR46 Riders Academy должна была стать большой международной школой для звезд MotoGP будущего.
VR46 и Аль-Сауды? Не пойдет…
После презентации всплыли цифры: если бы Росси продал свою историю Tanal, то за 5 лет пополнил бы счет примерно на 300 млн. евро и стал бы самым дорогим брендом в мире моторного спорта. Но при этом, он потерял бы права на свое наследие. Поразмыслив, Валентино отказался. Вот почему он объявил о выходе в отставку, не дожидаясь разрешения история с новыми «партнерами». Росси уже понял, что не партнеры они. А деньги? Деньги у Валентино были, плюс, он уже знал, где найти остальную часть.
Росси понимал, что ему придется тащить историю VR46 Racing Team в 2022-23 на своих плечах без Tanal и/или Aramco. Но он согласился на эти потери ради спасения Великой Итальянской Истории. Ясно, что когда Принц узнал о демарше Валентино, проект мгновенно рухнул, словно карточный домик, даже если существовал на тот момент, а не был плодом бурной фантазии приближенных Принца.
Последовавшие за анонсом Росси гонки на Red Bull Ring стали не менее эпичными, чем пресс-конференция Валентино.
Гран-При Штирии — Mart1nator возвращается!
Открывать doubleheader должно было Гран-При Штирии, а Гран-При Австрии запланировано через неделю. Погодные условия в первый уикенд были не айс: дождь существенно замедлил FP2, тренировочный день пошел насмарку. Многое решалось именно в субботу. На FP3 стройные ряды Ducati перегруппировались, и Пекко Баньяя, Хорхе Мартин и Жоан Зарко завершили подготовку к квалификации в ТОП-5. Сопротивление в тот момент им могли оказать только напарники по Monster Energy Yamaha MotoGP — Куартараро и Виньялес.
Для Виньялеса, несмотря на разрыв с Yamaha, о котором объявили в Ассене, первые два дня на Red Bull Ring сложились хорошо: в команде надеялись повторить успех QatarGP и DutchGP.
Хорхе Мартин и Пекко Баньяя на 1-2 позициях стартовой решетки Гран-При Штирии
Квалификация прошла на сухом асфальте, неожиданным для всех лидером стал вернувшийся после сложнейших травм и реабилитации пилот Pramac Ducati Хорхе Мартин. Испанец превзошел Пекко Баньяю и установил новый рекорд Red Bull Ring — 1:22.994, единственным их всех в истории прошел в 1:22. Баньяя и Куартараро заняли позиции на заглавной линии решетки.
Авария Дани Педросы и Савадори в 3-м повороте Red Bull Ring
Заезд MotoGP Гран-При Штирии продолжался недолго. Неудачное падение Дани Педросы на траектории выхода из 3-го поворота привело к наезду на лежащий посередине трека KTM со стороны пилота Aprilia Лоренцо Савадори с последующим взрывом обоих мотоциклов, травмами и красными флагами. Педроса в инциденте никак не пострадал, поскольку вовремя успел отбежать в зону безопасности — и спасся! Савадори сломал руки, перелетев через руль, но в целом избежал опасных последствий в огненном шквале.
Хорхе Мартин выиграл свой первый Гран-При в карьере MotoGP
Произошедшее несколько озадачило лидеров MotoGP, поэтому рестарт выиграл самый хладнокровный из всех — Хорхе Мартин! Четверка заводских Ducati, включая Зарко, возглавила пелетон. Идеальность картинки ипортили Жоан Мир и Фабио Куартараро, вклинившиеся в группу за испанским новобранцем. Но с 4-го круга и до самого финиша состав призовой тройки не поменялся: Мартин мастерски уехал от преследователей, Мир и Куартараро финишировали на подиуме.
Хорхе Мартин выиграл свой первый Гран-При в карьере MotoGP
Ясно, что рестарт изменил планы и настроение пилотов MotoGP, но в данном случае Ducati просто не смогли реализовать новую стратегию. Тем не менее, Хорхе Мартин стал настоящей сенсацией недели — так уверенно он проехал столь сложную гонку, взял первую победу в карьере MotoGP после сложнейшего перелома!
Куартараро лишь потирал руки и спокойно улыбался: ему не нужно было выигрывать гонку, чтобы нарастить свое превосходство над Жоаном Зарко и Франческо Баньяей в чемпионате. План Yamaha превосходно работал: он заключался в том, чтобы зарабатывать максимум очков в каждой конкретной ситуации, в идеале, оказываясь просто впереди главных соперников. Фабио филигранно выполнял программу «минимум», не рискуя сверх нормы… Гениально!
Виньялес «слетает с катушек»
Никто толком до сих пор не знает, что именно произошло на рестарте Гран-При Штирии и почему у Маверика заглох двигатель. Он рестартовал с пит-лейна, куда его оттолкали маршалы, но финишировал последним официально не финишировал вовсе. Маверик проехал весь заезд замыкающим пелетон с горящим на табло предупреждением о неисправности, а на последнем круге стал творить что-то необъяснимое. Он газовал до отсечки, сбрасывал газ, а затем давал полный, до «звона» — и так повторил 3 раза. Кроме того, он не завершил последний круг, съехав на пит-лейн. Он не смог объяснить, почему вообще поехал в гонку и не сделал этого раньше, хотя видел перед носом сообщение о неисправности и табличку «go to pit-lane».
Маверик Виньялес оказался в абсолютно необъяснимой ситуации на Гран-При Штирии
Глядя на ситуацию, опросив очевидцев (насчет странных перегазовок) и задав Виньялесу прямые и очень жесткие вопросы, в Yamaha Racing приняли решение — отстранить пилота от гонок, причем, незамедлительно.
Yamaha Racing назвала официальную причину отзыва заявки Виньялеса на участие в Гран-При Австрии — и последующих гонках, — «преднамеренные действия пилота могли причинить непоправимый вред двигателю YZR-M1».
Подобное происходило в истории MotoGP и раньше. Но лишь однажды. В далеком 1992 году на Гран-При Нидерландов расстроенный поражением в гонке Джон Косински сжег двигатель своего 2-тактного Suzuki RGV250 команды Tech 3 на круге почета, чем выставил команду на $30000. Он, конечно, был незамедлительно уволен, но не прошло и месяца, как нашел себе работу в другом коллективе. В паддоке оказались люди, которые очень хорошо помнили ситуацию 30-летней давности, и они напомнили об этом Yamaha. Стоимость двигателя YZR-M1 сегодня примерно в 6 раз выше, чем стоил мотор 1992 года…
Гран-При Австрии уже прошло без Виньялеса
Виньялес, конечно же, был обескуражен решением компании и заявил, что не имел подобных намерений, но было уже поздно — его уволили.
Гран-При Австрии — безумству храбрых поем мы песню!
Про то, как прошел второй уикенд на Red Bull Ring, рассказывать особенно нечего. Но саму гонку можно пересматривать в повторе бесконечно. Потому что не имело никакого значения, как прошли практики и кто выиграл квалификацию. В гонке изменилось абсолютно все в один момент — в решающий момент, когда началась схватка за победу, на трек обрушился ливень.
Шинное казино в действии: смена резины прямо перед стартом Гран-При Австрии
Вторая австрийская гонка должна была стать реваншем Ducati, и четверка Desmosedici устремилась вперед на старте, стараясь забронировать для себя побольше пространства. Но работу над ошибками провели не только они. Марк Маркес вернулся на Red Bull Ring, полный решимости довести дело до подиума. Маркес прорвался в группу лидеров, оттеснил Мартина, Миллера, Зарко…
В этот момент у него на колесе завис новый претендент — Фабио Куартараро. Yamaha не атаковал Ducati до поры, выжидая подходящий момент, который настал, когда на прорыв пошел Маркес. Вместе с Марком Фабио проскочил мимо трех из четырех Ducati. Оставался только один — Пекко Баньяя на этот раз возглавлял заезд и имел преимущество в 0.5 секунды. Дистанцию эту он разорвать никак не мог, но и ближе Repsol Honda и Yamaha не подпускал.
Гран-При Австрии: пилоты Ducati под давлением со стороны Маркеса и Куартараро
Куартараро вновь действовал строго по плану, выработанному Yamaha еще в мае: он не рисковал до того момента, пока Баньяя не закрепился в лидерах. Целью было — оставить Пекко позади или, как минимум, финишировать у него на хвосте, минимизировав потери.
Когда наступил переломный момент заезда, когда должны были сказаться ставки, сделанные командами на наборы покрышек (а выбор был феерично разнообразным и делался прямо перед стартом), в этот момент включили режим дождя.
Баньяя, Куартараро и Маркес на Гран-При Австрии
23 круга прошли на абсолютно сухом асфальте, и Баньяя уже стал ошибаться, так как команда немного намудрила с резиной. Маркес стал наседать… Куартараро увидел свой шанс. Дождь мгновенно накрыл 3-й сектор Red Bull Ring и отсек тройку лидеров от остального пелетона. Баньяя, Маркес и Куартараро продолжали битву в прежнем темпе, остальные же засобирались на пит-стоп.
Те, кто ушел на смену мотоциклов в первую очень, пожалели. Потому что это был реальный фальстарт: дождь еще не усилился настолько, чтобы намочить весь круг. Джек Миллер и Алекс Ринс вернулись на дождевых покрышках, пропустив вперед почти весь пелетон, но это не помогло им сохранить скорость — они просто спалили свои сверхмягкие покрышки на пока еще полусухом асфальте.
Маркес вновь выходит в лидеры Гран-При Австрии за 3 круга до финиша
Баньяя сдался за 3 круга до финиша. Маркес провел решительную атаку, захватил лидерство. Куартараро и Мартин прошли Пекку следом за Honda. Всего 3 круга до финиша!
И в этот момент в 3-м секторе ливануло уже нормально. Теперь уже мешкать было нельзя: пятерка лидеров заезда синхронно нырнула на пит-лейн, а следовавшие за ними на 6-7 позициях — Брад Биндер из KTM Factory Racing и Алеш Эспаргаро из Aprilia решились на безумие, продолжив заезд на сликах.
Фальстарт на пит-стоп в исполнении Миллера
2 круга до финиша! За эти два круга, особенно, за последний у менеджеров и шефов команд MotoGP волосы поседели не только на голове, это факт. В боксе KTM царило гробовое молчание — оно просто звенело, это молчание! Было видно, как механики грызут ногти от напряжения. Пит Байер притворился бронзовой скульптурой — его взгляд был прикован к монитору: Брад Биндер скользил на сликах по абсолютно мокрому Red Bull Ring, рискуя вылететь в любой момент, но он продвигался вперед — к финишу. И ему невероятными усилиями удалось выиграть эту гонку.
Но на этом заезд не окончился. Ведь бывшие его лидеры уже переобулись и вернулись в гонку, чтобы разобраться на последних двух кругах, кому достанется почетный приз за…
Маркес неуклюже завалился в Т1 Red Bull Ring за круг до финиша Гран-При Австрии
…за самое нелепое падение года — его взял Марк Маркес, возглавлявший погоню за Биндером, но упавший при торможении на мокрой разметке 1-го поворота на последнем круге. То, что вся головка пелетона была на кураже, говорит, что ни один из преследователей Маркеса не вписался в поворот. Но выехав за пределы трека, Пекко Баньяя и Хорхе Мартин спасли свои Ducati от падений и бросились за Биндером, который к тому моменту успел уехать вперед на 15 секунд. На дождевой резине пилотам Ducati удалось сократить отставание до 12 секунд — Баньяя и Мартин финишировали на подиуме. Куартараро после пит-стопа растерял весь свой темп и позиции и пересек линию 7-м, пропустив Зарко, Лекуону, Марини и Мира. Маркес тоже смог доехать до финиша, но 15-м.
Брад Биндер: на сликах под проливным дождем — к победе на Red Bull Ring!
Вот последние 5 кругов Гран-При Австрии по MotoGP 2021 года — их можно пересматривать и пересматривать, получая каждый раз дозу адреналина от совершенно непредсказуемых действий пилотов.
Когда Биндер вернулся на пит-лейн, ему сказали — Qui audet adipiscitur, что на латыни означает буквально «кто смеет переступать черту, побеждает». В английском эта фраза звучит так — who dares wins. Брад, конечно, совершил абсолютно безрассудный поступок, который в то же время является настоящим подвигом. Если бы он упал, то стал бы никем. Но Брад выиграл, мгновенно став героем. Правда, героем на день.
Брад Биндер — герой Гран-При Австрии 2021 года
Стремительный рост KTM резко останавливается
Для KTM после каникул настали трудные времена, объяснить причину которых долгое время не могли ни инсайдеры, ни журналисты. Только в сентябре боссы KTM Factory Racing кое в чем признались: дело в том, что набравший хороший темп в июне-июле Мигель Оливера получил на Red Bull Ring крайне неприятную травму, о которую команду решила не афишировать. Но затем, сам Оливера, приняв на себя много ответственности, пытался работать через боль и проблемы, последовавшие за травмой. И менеджеры заводского проекта не увидели этого, хотя им следовало бы дать своему пилоту №1 небольшой отпуск для полного выздоровления. Но отпуска Мигелю не давали, а он и не просил. На протяжении всего августа он резко потерял в скорости. Биндер был единственным, кто ехал в KTM на результат, но его стабильность оставляла желать лучшего. Напарники по Tech 3 уже мысленно прощались с MotoGP: Икеру Лекуоне и Данило Петруччи объявили о непродлении контрактов, их места должны были занять новобранцы из Moto2.
В общем, взлет ракетой прервался так же резко. На это всё наложились пертурбации в заводском отделе разработки.
В середине лета в KTM происходила большая ротация кадров. В июле пост технического директора KTM Factory Racing занял новый человек, а Майка Ляйтнера, руководившего разработкой RC16 с первого дня создания проект, переместили на роль менеджера и гоночного директора. Но он не справился. Проблемы Оливеры прошли мимо глаз и ушей Ляйтнера. Вернее, он не придал им большого значения, списав на «неудачное стечение обстоятельств». Зато ошибку менеджера подметили наверху. Итогом просчетов Ляйтнера станет увольнение с поста менеджера и понижение до уровня советника.