- Личность: неизвестна / ID:A (2011)
- Последнее завещание Нобеля / Nobels Testamente (2011)
- Охотники за головами / Hodejegerne (2011)
- Мертвая зыбь / Skumtimmen (2013)
- Убийство у моря / Tyskungen (2013)
- Мистериум. Начало / Kvinden i buret (2013)
- Исчезающий иллюзионист / Dirk Ohm — Illusjonisten som forsvant (2015)
- Случай в отеле Нил Хилтон / The Nile Hilton Incident (2017)
- Виновный / Den skyldige (2018)
- Идеальный пациент / The Perfect Patient (2019)
Скандинавский нуар – жанр, прочно закрепившийся в сознании зрителей. Однако обычно публика видит такие произведения на ТВ в формате сериалов, а вот большой экран вниманием часто бывает обделен. Сегодня мы хотим напомнить вам о нескольких северных детективах, вышедших в последние десять лет, которые поддерживают реноме Скандинавии в сфере триллера и мрачной драмы.
Личность: неизвестна / ID:A (2011)
Скандинавия славится несколькими реальными нераскрытыми делами о погибших загадочных женщинах, имена которых установить не удалось. Во многом из этих происшествий черпали свое вдохновение авторы датского триллера “Личность: неизвестна” – в нем главная героиня приходит в себя на берегу реки с оружием и крупной суммой денег, но не помнит, кто она и как оказалась во Франции. По своему заметному специфическому акценту женщина догадывается, что долго жила в Копенгагене, и отправляется на поиски ответов о своем прошлом в датскую столицу.
Последнее завещание Нобеля / Nobels Testamente (2011)
Серия романов шведской писательницы Лизы Марклунд о журналистке Аннике Бенгтсон – одна из наиболее популярных в Скандинавии. Экранизации получили уже восемь книг, но самой известной стал фильм “Последнее завещание Нобеля”, вышедший в международный прокат. Завязка сюжета происходит на королевском балу, где чествуют нобелевских лауреатов, но праздник оборачивается трагедией – преступник убивает двух ученых. Пока следствие идет по одному следу, репортер Анника Бенгтсон, ставшая невольным свидетелем трагедии, ведет свою игру.
Охотники за головами / Hodejegerne (2011)
Норвежский триллер “Охотники за головами” открыл миру не только талант постановщика Мортена Тильдума, но и впервые познакомил публику с актером Николаем Костер-Вальдау, славу которому принес впоследствии сериал “Игра престолов”. В “Охотниках” нет детективной сюжетной лини в привычном ее понимании, но эта остросюжетная лента с элементами черного юмора успешно интригует зрителя нетривиальной дилеммой – чью из сторон занять. Дело в том, что оба главных героя оказываются отъявленными негодяями, заслуживающими суда.
Мертвая зыбь / Skumtimmen (2013)
Дебютный роман шведского писателя Юхана Теорина “Мертвая зыбь” – квинтэссенция всего того, за что публика любит скандинавский нуар: мрачная атмосфера умножается здесь холодными пейзажами. Экранизация книги тоже не подкачала, зрители получили классический детектив с легкой примесью мистики – герои разыскивают пропавшего на берегу моря мальчика, которого якобы похитил призрак давно умершего маньяка. Сходство с самыми известными шведскими и датскими сериалами очевидно, такое кино поклонникам пропускать никак нельзя.
Убийство у моря / Tyskungen (2013)
Постер картины “Убийство у моря” предательски выдает одну из самых главных сюжетных линий этого шведского фильма – в нем героям придется столкнуться с отзвуками второй мировой войны и связью нацистов Рейха с современными сторонниками расового превосходства. Впрочем, детективная арка здесь располагается на переднем плане – счастливая в браке писательница переезжает в дом своих родителей в крохотной рыбацкой деревушке, чтобы сразу столкнуться с человеком, называющим себя ее братом, и погибающим в следующую же ночь.
Мистериум. Начало / Kvinden i buret (2013)
Литературная серия книг об Отделе Q датского писателя Юсси Адлера-Ольсена составляет уже восемь романов, но для большого экрана адаптированы пока только четыре первые книги. Серия фильмов получила название “Мистериум”, и каждый зритель может здесь выбрать историю по своему вкусу. Мы отметим первую картину “Начало” или “Женщина в клетке”, в которой главные герои – расследователи дел, давно сданных в архив – берутся разобраться в истории с таинственным похищением с парома девушки 5 лет назад. Детективы надеются найти ее живой.
Исчезающий иллюзионист / Dirk Ohm — Illusjonisten som forsvant (2015)
Картину “Исчезающий иллюзионист” нельзя назвать детективом в чистом виде. Дело в том, что картина основана на двух реальных событиях, подробности которых до сих пор не имеют общепринятой трактовки – в небольшом норвежском городке Гронг действительно пропадала девушка и ее действительно искал бывший там проездом немецкий фокусник, который позже тоже исчез. Авторы не пытаются разгадать загадки, но много внимания уделяют тому, как зарождаются мифы и заблуждения, ведущие расследование по ложному пути.
Случай в отеле Нил Хилтон / The Nile Hilton Incident (2017)
Криминальный триллер “Случай в отеле Нил Хилтон” любопытен хотя бы тем, что резко контрастирует картинкой со всеми другими представителями скандинавского кино. Все дело в том, что действие этого детектива разворачивается в жарком солнечном Каире, куда направляется скромный шведский следователь, дабы подтвердить факт самоубийства певицы из Стокгольма, найденной в египетской гостинице. Очень скоро детектив обнаруживает, что смерть женщины – дело чужих рук, но следы ведут к представителям власти и элит, которые не желают огласки.
Виновный / Den skyldige (2018)
Триллер “Виновный” Дания неслучайно выдвинула на соискание премии “Оскар” – это подлинный шедевр не только жанра, но и кино в общем. Фактически, вся картина представляет собой диалог работника службы спасения с женщиной, которую похитил злоумышленник. Оператор, ориентируясь только на голос и детали, завуалированно переданные жертвой, пытается помочь женщине, но это оказывается не самой простой задачей. Аналогично нашему “Коллектору”, компанию единственному актеру в кадре составляют лишь голоса в телефонной трубке.
Идеальный пациент / The Perfect Patient (2019)
Сюжет “Идеального пациента” сперва может показаться безумным и притянутым за уши, но в том и особенность фильма Микаэля Хофстрема, что основан он на реальных событиях и достаточно точно передает путанность расследования и несовершенство правосудия в случае с Томасом Квиком, человеком, добровольно сдавшимся полиции и признавшимся в нескольких убийствах. Вот только следствие не может доказать причастность мужчины к преступлениям – кроме его слов нет никаких других улик. Суду приходится принять непростое и непопулярное решение.
Евгений Ухов
18 ноября 2020 года