Мы уже составляли большой рейтинг самых важных катушечных магнитофонов, но, в нем речь шла о ретроспективном анализе важности выхода той или иной модели в заданный временной отрезок, влияние на развитие отрасли и многое другое. А что, если поставить вопрос проще, скажем, какие винтажные бобинники лучше всех звучат? Что ж, есть ответ – читайте наш обзор «великолепной десятки» лучших катушечников с точки зрения их саунда!
10. Sony TC-880-2
Топовый бобиник Sony TC-880-2 использовал четыре головки, четыре канала, мощные сервомоторы и систему FET-транзисторов. Хотя модель работала на скоростях «всего» до 38 мс/с, ее ТТХ были просто отличными (АЧХ от 20 до 35 000 Гц, соотношение «сигнал/шум» в 56 дБ), а звучание оказалось столь роскошным, что аппарат сегодня в цене не только у коллекционеров, но и аудиофилов – Sony TC-880-2 частый гость самых продвинутых High End систем. Эти 26,5 кг веса стоят того, чтобы за ними поохотиться.
9. Technics RS-1800
Самая значимая модель в аналоговой коллекции Technics – профессиональный двухблочный катушечный магнитофон RS-1800 работал на скоростях до 76 см/с. Использование кварцевого стабилизатора скорости движения ленты, фирменный ЛПМ замкнутого типа, схема питания постоянного напряжения – количество инноваций огромно, а ТТХ ошеломительные (АЧХ от 30 до 35 000 Гц при соотношении «сигнал/шум» в 62 дБ). Но, самое главное, звук – подвижное, «ртутное» и очень живое звучание Technics RS-1800 и вправду очаровывает.
8. Lyrec PTR-1 Frida
Один из последних катушечных магнитофонов, разработанных в ХХ веке – компактный Lyrec PTR-1 Frida весил всего 12 кг, но звучал так, что ноги сами пускались в пляс. «Фишка» модели – в использовании продвинутых моторов и электроники, благодаря чему аппарат мог функционировать с 12’ катушками, обеспечивал АЧХ от 30 до 28 000 Гц и гарантировал соотношение «сигнал/шум» в 65 дБ.
7. Studer A810
Классика жанра, сегодня присутствующая во многих референсных системах. Эталонная электроника, традиционный плотный звук, возможность сформировать настоящий sound wall и дикая энергетика – Studer A810 любим именно за то. Ну, а модульная конструкция катушечного магнитофона делала его обслуживание относительно простым делом, а ЛМП модели с системой серво-контроля и микропроцессорной кварцевым модулем заслужил статус легенды. Скорость 76 см/с тут тоже есть, АЧХ простирается от 40 до 22 000 Гц.
6. Nagra T-Audio
Наверное, лучший в механическом плане бобинник. Nagra T-Audio был простроен на базе промышленной модель Nagra TI, так что, эту конструкцию можно было «разве что молотком» испортить. Увы, электронная часть была не столь же идеальной, как ЛМП – звучание у Nagra T-Audio, конечно, прозрачное, детальное и грациозное. Но, на первое место в нашем списке аппарат не тянет. Зато вполне претендует на титул самого красивого аналогового аппарата в мире.
5. Studer A807
«Лебедина песня» Studer на аналоговой ниве – конечно же, A807. Хотя аппарат утратил модульную конструкцию и потерял правый ролик (все теперь делала электронная система), его воспроизводящая часть, взятая прямиком от Studer A820, творила чудеса, а технологические возможности и сегодня кажутся выдающимися (скорость до 76 см/с, катушки до 12’ в поздних модификациях, как и Dolby-HX-PRO). Звучание Studer A807 относится к лиге настоящего High End. Эту модель сейчас (как и A810) можно купить официально восстановленными и с гарантией – на сайте компании Revox.
4. Ampex ATR-102
Ampex ATR-102 предложил модульную конструкцию, сильно облегчившую обслуживание устройства и увеличившую гибкость системы. А мощный, панчевый и прекрасно артикулированный бас, обеспечиваемый моделью, буквально сводил с ума. Немудрено, что эта профессиональная модель на сегодня стала уже ориентиром в оценке талантов на аналоговой ниве. Многие аудиофилы ставят Ampex ATR-102 по звуку выше, чем большинство аппаратов от Studer (но, не топовый A820).
3. Otari MTR-10
Хотя внешне Otari MTR-10 более похож на металлорежущий станок, его звуковые таланты бесценны. Устройство обеспечивает прекрасную глубину сцены, формирует трехмерные образы и гарантирует громоподобный бас. Перед нами – профессиональная система, выполненная с прецизионной точностью и оформленная в корпусе из фрезерованных алюминиевых плит. Магнитофон использует PLL DC сервопривод, микропроцессорное управление ЛПМ, работает на скоростях до 76 см/с. Конечно же, Otari MTR-10 оформлен по модульной схеме, так что, обслуживать его легче, чем многих конкурентов.
2. Studer A820
Мечта большинства аудиофилов. Огромный профессиональный Studer A820 обеспечивает «телепортацию» слушателя прямиком в концертный зал, его ЛМП невероятно корректен в обращении с любой лентой, а число разработанных «с нуля» технологических приемов может занять не одну страницу в перечислении. Пять двигателей, фотоэлектрические датчики, микропроцессоры, определяющие момент инерции катушки – настоящий космос.
1. Stellavox PRO TD9
Модульный Stellavox PRO TD9 за свои звуковые таланты заслужил титул «самого музыкального» катушечного магнитофона в мире. Исключительное качество изготовления, модульный принцип, работа на скоростях до 38 см/с – и, конечно же, звук, который сводит с ума и погружает в Нирвану. Кстати говоря, если есть средства, сейчас совсем не обязательно охотиться за Stellavox PRO TD9 в винтажном обличье – новый клон Stellavox PRO TD9 Reference выпускается Sepea Audio и собирается из оригинальных комплектующих; его уже можно заказать с доставкой на фирменном сайте («всего» за 33 000 евро).
Денис Репин
10 сентября 2020 года