Среди великого множества винтажной техники существуют модели, о встрече с которыми любители аудио золотого века могут мечтать всю жизнь. В истории каждого производителя встречались проекты, которые затевались из стремления создать уникальный по своим качествам усилитель, однако жизнь вносила свои коррективы – либо менялся стратегический подход у руководства, либо разработанные модели оказывались слишком дорогими в производстве, либо какая-нибудь еще беда. В результате найти такие модели в продаже сегодня весьма трудно.
Teac PA-7/MA-7 Armonia
Весьма редкая связка из предварительного усилителя и усилителя мощности 1979 года выпуска, которая продвигалась компанией Teac совместно с Tannoy. В предварительном усилителе Teac PA-7 Armonia был встроенный фонокорректор для ММ и МС головок с подстройкой емкости и сопротивления, весил этот компонент 12 килограммов. Усилитель мощности Teac MA-7 Armonia выдавал до 190 Ватт на канал на 8 Ом в широкой полосе частот, в блоке питания были установлены два трансформатора по 150 ВА каждый и фильтрующие конденсаторы общей емкостью 72 000 мкф. Весил аппарат 22 килограмма. Цена комплекта составляла 360 000 йен.
Yamaha B-6
Усилитель мощности 1980 года выпуска и крайне необычного дизайна был, скорее всего, инспирирован фильмами про «Звездные войны». Во всяком случае, Дарт Вейдер наверняка поставил бы его к себе в систему. А вот обычные земляне не оценили задумку, и продавался аппарат плохо. В нем была использована схема X-Power, разработанная компанией Nissho Electronics Corp., по лицензии которой и был выпущен Yamaha B-6. Кстати, данное решение использовал в своей продукции также Боб Карвер. Данная схема позволяет получить большую мощность – усилитель выдавал до 200 Ватт на канал при весе в 9 килограммов, однако, по отзывам, звучание не дотягивало до внешнего вида. Стоил аппарат 190 000 йен.
Wega Modul 42V
Модель была разработана в 1978 году на этапе слияния Wega и Sony, а за дизайн всей линейки отвечал легендарный Хартмут Эсслингер. В конструкции данного интегрального усилителя уже использовались некоторые комплектующие японского концерна – в блоке питания был установлен массивный фирменный тороидальный трансформатор, от усилителей Sony модели достались и охлаждающие радиаторы. Оснащение у аппарата было богатым – ММ/МС-фонокорректор, тонкомпенсация, схема с усилением по току, качественный аттенюатор. Выходная мощность составляла 90 Ватт на 4 Ома.
Sony TA-NR10
Вершина творчества инженеров Sony, лучший усилитель мощности за всю историю компании. В отличие от похожего моноблока с индексом NR-1, который все же неплохо продавался и попал во многие системы уровня High End, данная модель 1992 года выпускалась исключительно на заказ. Она отличалась выходным каскадом на позолоченных MOSFET-транзисторах, внутренней проводкой из бескислородной меди, двухслойной печатной платой, шасси из углеродистой стали, латунными разъемами и огромным силовым трансформатором весом 10 килограммов. По 10 кило каждый весили и радиаторы охлаждения, целиком изготовленные из меди. Работали моноблоки в классе А и выдавали 100 Ватт на 8 Ом и 400 Ватт на нагрузку 2 Ома. Весил монофонический усилитель Sony TA-NR10 целых 62 килограмма.
Samsung C-01/M-30S
Данная система из предусилителя и стереофонического усилителя мощности была выпущена в 1996 году и представляла собой попытку корейского гиганта сыграть на поле High End. За разработку комплекта, насколько известно, отвечала команда бренда Mark Levinson. Предварительный усилитель C-01 имел на борту универсальный фонокорректор, в блоке питания были установлены три тороидальных трансформатора для реализации схемы двойного моно, применены двухсторонние печатные платы и терминалы от WBT. Весила модель 13 килограммов. Усилитель мощности M-30S работал в классе А и выдавал 300 Ватт на 8 Ом на каждый из каналов, само собой, при понижении нагрузки до 4 Ом мощность удваивалась. Вес аппарата составлял 67 килограммов.
Philips High Fidelity Laboratories 572/578
Редкая по меркам Philips система включала в себя предварительный усилитель и усилитель мощности, производившиеся для голландского концерна в штате Теннесси в США. Выпускался данный комплект в серебристой, а также гораздо более редкой черной отделке с 1977 по 1980 год. В предварительном усилителе была интересная световая индикация активных входов и встроенный универсальный фонокорректор. Вес его составлял 10 килограммов. Мощность стереофонического усилителя составляла 240 Ватт на канал на 4 Ома, весил аппарат 26,8 килограмма.
Marantz Project T1
В 1995 году компания Marantz предприняла попытку вернуться к производству ламповой техники и представила уникальный монофонический усилитель Project T1, разработка которого заняла шесть лет. Построен каждый моноблок был на известных и проверенных лампах – 845-е триоды на выходе, 300В на входе и в драйвере плюс 5U54G в выпрямителе. Четыре заказных трансформатора от легендарной американской UTC (United Transformers Corporation) обеспечивали каждому усилителю полностью симметричный тракт. Корпус был изготовлен из стали, алюминия и целиком покрыт изнутри медью. Само собой, весь монтаж был навесным, в тракте использовались только отборные комплектующие. Мощность составляла 50 Ватт на канал, вес каждого усилителя – 65 килограммов. Цена Marantz Project T1 была под стать внешнему виду – 50 000 евро за один моноблок.
Денис Репин
28 октября 2020 года