Что такое задняя ступица, какова её роль? — tresfactos.ru

Ступицы задние – обязательные элементы ходовой части автомобиля. От их исправности зависит надёжность крепления колёс, управляемость автомобиля.

Какие функции выполняет задняя ступица?

Этот узел испытывает серьёзные нагрузки во время движения. Если возникает неисправность, повышается риск ДТП или съезда в кювет. Ступица заднего колеса выполняет сразу несколько функций, точный перечень которых меняется в зависимости от конструкции автомобильного привода у конкретной модели машины (передний, задний, постоянный или подключаемый полный). Приведём список задач, реализуемых с помощью этой детали:

  • прочное крепление автомобильных колёс;
  • фиксация тормозных деталей и антиблокировочных компонентов (последняя функция предусмотрена для моделей машин, где установлена ступица задняя с АБС);
  • передача крутящего момента от двигателя на колёса, обеспечение их вращения;
  • крепление датчиков, предусмотренных конструкцией ТС.

Этим элементом оснащается каждое колесо. Жёсткое крепление обеспечивает соответствующий уровень надёжности сборки. Функция передачи крутящего момента является дополнительной, она присутствует у автомобилей с ведущей осью или подключаемым полным приводом. Передача усилия сопровождается перераспределением с учётом нагрузки в конкретном случае.

В зависимости от конструкции тормозов к ступичному корпусу крепятся барабанные элементы или диски. При нарушении работы этих узлов возникают сложности с торможением, что напрямую сказывается на безопасности вождения. В моделях авто последнего десятилетия задняя ступица служит для крепления датчиков скорости, управления, магнитных энкодеров, других компонентов.

Особенности устройства

Ступица представляет собой округлый металлический предмет с наружным ободом, внутренним центральным отверстием для фиксации оси. Дополнительные крепёжные отверстия колёсного диска размещены по периметру на равном расстоянии друг от друга. Конструктивно узел включает следующие компоненты:

  • корпус, в котором размещаются внутренние части;
  • ступичный подшипник качения (подвержен естественному износу);
  • сальниковое уплотнение (размер сальника задней ступицы зависит от марки ТС);
  • цапфа для размещения подшипникового узла;
  • полуось;
  • элементы крепления.

На поверхности предусмотрены точки крепления датчиков. Последние ставятся на колёса у большинства иномарок, начиная 2005 года выпуска. Наружные отверстия расположены по периметру. В них вкручиваются направляющие болты задней ступицы и шпильки. Число отверстий под крепёж меняется от 4 до 8 в зависимости от размера колеса, конструктивных особенностей конкретного автомобиля.

Виды

Классификация ступичных узлов возможна по нескольким критериям. По конструктивным особенностям выделяют несколько категорий:

  • Для ведущей неуправляемой оси. Эти конструкции устанавливаются на машины, оснащённые задним приводом, встречаются на автомобилях с полноприводной компоновкой. Передача крутящего момента на механизм осуществляется от дифференциала через ось задней ступицы. Последняя, как правило, оснащается цапфой, входящей в центр ступичного узла, или фланцевым креплением, расположенным со смещением. Размер сдвига зависит от конструктивных решений для конкретной модели автомобиля.
  • Для ведомой неуправляемой оси. Исполнение характерно для машин с переднеприводной компоновкой. В этом случае ступица и подшипник объединены в один узел, ось фиксируется на рычаге моста.
  • По расположению деталь может быть правой, левой или универсальной. Первые две могут устанавливаться только на соответствующее колесо, при повреждении требуется обязательно учитывать этот фактор. Ступицы, ориентированные на установку справа или слева, отличаются асимметричным креплением. Универсальные виды с симметричным расположением отверстий могут ставиться с любой стороны.

    Отдельная классификация предусмотрена для ступичных подшипников, которые являются ключевым элементом узла. Они состоят из наружного, внутреннего кольца и распределяющего компонента, который обеспечивает требуемое положение телам качения и стабилизирует траекторию. По типу нагрузки ступичные подшипники делят на несколько категорий:

    • радиальные;
    • упорно-радиальные;
    • упорные;
    • конусообразные роликовые.

    Чтобы узнать тип, следует уточнить номер подшипника задней ступицы. Также маркировка включает сведения о размере и спецификации запчасти. Другие варианты классификации:

  • Количество рядов. По этому критерию подшипниковые узлы делятся на одно- и двухрядные.
  • Доступность ремонта. Подшипниками первого поколения комплектовалась задняя ступица в сборе. Некоторые выпуски машин обеспечивались обслуживаемыми ступичными подшипниками, которые время от времени требовалось смазывать и регулировать затяжку. Современные версии заключены в оболочку, защищающую движущиеся части от посторонних воздействий. Такие необслуживаемые ступичные подшипники более надёжны, срок их эксплуатации превышает 80 тысяч км пробега. Изделия второго и третьего поколения оснащаются специальными уплотнительными элементами, защищающими от попадания внутрь песка, воды или грязи.
  • Классификация ступичных механизмов возможна по дополнительным приспособлениям. Они могут быть стандартными, укомплектованными датчиками движения, сенсорами ABS. Ступица задняя, размеры которой напрямую зависят от модели автомобиля и колёсного радиуса, может быть универсальной, совместимой с несколькими моделями ТС или идущей на строго определённую машину.

    Определение неисправности

    Большинство производителей заявляют, что ресурс ступичных узлов превышает 100 тысяч км пробега. На практике продолжительность службы обычно ниже. К сокращению срока эксплуатации приводят:

    • низкое качество дорожного покрытия в местности, где эксплуатируется автомобиль;
    • частая езда по бездорожью, грунтовке;
    • неаккуратное вождение, наезды на препятствия на скорости.

    Повреждения подшипникового узла могут быть вызваны рядом других причин:

  • Несоблюдение технологии монтажа. Конусные приспособления при установке требуется зажимать с определённым усилием. Если оно слишком маленькое, деталь будет иметь большой свободный ход и рискует разбиться о металлические части ступицы заднего моста. Чрезмерно сильная затяжка приводит к перегреву, что чревато закипанием смазки, деформациями металла, ускоренным износом узла. Другая распространённая ошибка, которую совершают владельцы, решившие самостоятельно поменять подшипник — забивание с помощью молотка или других подручных средств вместо применения приспособления для запрессовки. Это действие строго запрещено, поскольку ударные воздействия сокращают ресурс подшипника, могут привести к деформации.
  • Агрессивная манера езды с вхождением в крутые повороты на большой скорости. Это не только быстрее изнашивает движущиеся части ступицы, но и может разбить подшипник.
  • Недостаточное количество смазки или использование состава, в котором присутствуют посторонние включения. Когда смазки мало, рабочие поверхности быстрее истираются. Попадание внутрь пыли, грязи или воды приводит к появлению царапин, трещин или выемок. Важно устанавливать качественные подшипники, поскольку многие компании, производящие дешёвые автозапчасти, закладывают минимальный объём смазки.
  • На то, что ступичные подшипники деформировались или износились, указывают следующие признаки:

    • появление умеренного или слабого гула во время езды или поворотов, в некоторых случаях в области колёсной оси ощущается незначительное постукивание;
    • вибрация, которая передаётся на кузов;
    • проблемы с торможением, особенно если автомобиль задне- или полноприводный.

    На ранних этапах износа появляется едва заметный гул. Диагностика в зимнее время более сложная. Некоторые автовладельцы путают этот звук с шумом шипованной резины. Если к гулу примешивается металлический скрежет или лязг, это дополнительный повод обратиться в сервис. Со временем поверхности подшипникового узла истираются сильнее, вместо гула появляется вибрация, отдающаяся в нижнюю часть кузова.

    Чтобы провести диагностику самостоятельно, можно выполнить следующие действия:

  • Выехать на ровную дорогу без крутых поворотов. Желательно, чтобы движение было не слишком оживлённым.
  • Разогнаться до скорости, при достижении которой появляются посторонние звуки или вибрация.
  • Не сбавляя скорость, покрутить руль в стороны рывками. В зависимости от угла поворота гул может усилиться или стихнуть. Если он становится громче, это указывает на два момента: во-первых, неисправен ступичный подшипник, во-вторых, удаётся определить, какой именно требует замены — правый или левый. Не следует путать этот звук с треском, возникающим в случае неисправности ШРУЗ.
  • После дорожной проверки поднять машину на подъёмнике или с помощью домкрата, обеспечивая доступ к стороне, на которой находится неисправный узел. Колёса вращать руками, покачивая сперва по горизонтали, затем по вертикали. При разбитом или изношенном подшипнике наблюдается неравномерное кручение, слышен шорох перемещающихся внутри шариков, может быть выявлен сильный люфт.

    Ещё один способ диагностировать неисправности ступицы — проверить температуру нагрева. Если после поездки поверхность сильно разогрелась, скорее всего превышено усилие затяжки, внутренние части износились или количество смазки уменьшилось. Также важно помнить, что повышение температуры может быть вызвано неисправностями барабанных механизмов или тормозных дисков. Проводя проверку на ощупь рукой, требуется соблюдать правила предосторожности, чтобы не получить ожог.

    В некоторых случаях диагностика показывает, что замены требует сальник, шпилька или болты. Крепления могут ослабнуть с течением времени. Иногда в сервис обращаются владельцы, столкнувшиеся с тем, что болты стали откручиваться. В отдельных случаях это вызвано износом крепежа, срывом резьбы во время затяжки.

    Заключение

    От работоспособности комплектующих зависит не только надёжность ходовой части, но и удобство управления, безопасность езды. Как задние, так и передние ступицы для легковых автомобилей лучше приобретать в проверенных магазинах, предлагающих сертифицированные запчасти с гарантией на товар.

    Авто новости
    Добавить комментарий