— Итак, Yamaha Factory Racing оказалась в очень непростой ситуации после двух уикендов на Circuito de Jerez в Испании: за неделю они потеряли сразу три новеньких, только что распакованных мотора YZR-M1 — Валентино Росси, Маверик Виньялес и Франко Морбиделли спалили по одному. Единственный пилот группы, который еще не испортил двигатель, Фабио Куартараро рассказал, к каким уловкам ему пришлось прибегнуть во второй гонке Хереса, чтобы избежать проблем.
Известная проблема с мотором YZR-M1
Инженеры из Иваты выяснили, что в двигателе есть дефектная деталь. Это недоработка в производстве, потому что с чисто конструкционной точки зрения, все ОК (и это подтверждается тем, что Росси, Виньялес, Морбиделли и Куартараро остаются в числе лидеров чемпионата MotoGP).
Суть проблемы в двух словах: когда инженеры Yamaha получили задание — сделать более мощный и быстрый мотор к 2020 году, так они его и сделали! Но отсутствие достаточного количества тестов в межсезонье и закрытие предприятий на карантин весной сделали невозможным дополнительное тестирование двигателей. То есть, моторы стали мощнее, но в целом, менее надежными. Методика повышения мощности свелась к повышению предельно допустимого числа оборотов коленчатого вала, чего инженеры из Иваты много лет старались избегать. Но требование начальства — закон!
На встрече MSMA в Шпильберге Yamaha не удалось получить разрешения на замену двигателей. Некоторые из членов Ассоциации явно против этого, и мотивация именно та, что пилоты Yamaha неплохо себя чувствуют в чемпионате! И это естественно: Ducati и KTM — первые в списке на место Yamaha в рейтинге. Не сумели сделать надежный мотор? Ну, молодцы — и «спасибо за вкусную рыбу» (С)!
Фабио Куартараро умеет обращаться с Yamaha M1, за что его и взяли в заводскую команду в 2021!
Однако, после Гран-При Испании и Андалусии, где Фабио Куартараро выиграл заезды, а Виньялес и Росси финишировали на подиуме, темп пилотов Yamaha заметно снизился. Особенно заметна разница с лидерами (Ducati, KTM и Suzuki) была на Red Bull Ring — чисто «моторном треке».
Первые следствия большой ошибки
Инженерам Yamaha пришлось снизить лимит оборотов YZR-M1 на всех четырех мотоциклах своих пилотов, чтобы уменьшить риск выхода двигателя из строя. Соответственно, пик мощности и скорости снизился вместе с этим. Потеря в скорости на первой гонке — Гран-При Австрии составила до 10-12 км/ч в разные моменты по сравнению с Ducati. Валентино Росси стал быстрейшим Yamaha на Red Bull Ring, финишировав 5-м после Брада Биндера из KTM Factory Racing, почти в 6 секундах от победителя (Довициозо).
Уже на Гран-При Андалусии Фабио Куартараро раскрыл часть плана по спасению моторов Yamaha: на пресс-конференции после взятия второй подряд победы он сказал, что как только отрыв от соперников достиг комфортных 3-х секунд, он тут же переключился в «Mode 3» — режим консервации покрышек, как он его назвал. Однако, этот же режим связан с существенным снижением пиковой мощности двигателя.
Другим пилотам Yamaha приходилось бороться за спиной Куартараро, и они не имели возможности комфортно доехать гонку без давления со стороны. Морбиделли не хватило круга до перехода в «безопасный» для двигателя режим — и он выбыл из борьбы с поломкой!
Мотоцикл Франко Морбиделли запущен в воздух на скорости в 280 км/ч
Авария с участием Зарко лишила Морбиделли второго двигателя, и это теперь станет серьезной проблемой для Yamaha: у трех пилотов завода в MotoGP уже задействованы все 5 двигателей из 5 возможных!!!
После Гран-При Австрии у Франко Морбиделли осталось только 3 доступных мотора *. У Валентино Росси и Виньялеса — 4. Исключением является Фабио Куартараро, у которого в использовании 4 двигателя и еще один лежит на складе нетронутым.
Для сравнения
Практически все заводы, кроме Yamaha, чувствуют себя очень комфортно в плане надежности моторов:
Ducati перешли к использованию 3-го мотора в Шпильберге —
у Довициозо и Петруччи в работе 3 мотора Ducati GP20, 2 на складе; у Франческо Баньяи до аварии в использовании было 3 мотора, один из которых после падения списали, но 2 новеньких мотора по-прежнему на на складе; у Жоана Зарко в работе 3 мотора Ducati Desmosedici GP20, 2 на складе **.
Honda в этом году сэкономит:
отсутствие Маркеса-старшего позволило HRC сэкономить пару двигателей: у Марка в аллокации только 2 мотора с минимальным пробегом и 3 в запасе; у Такааки Накагами, быстрейшего из Honda в отсутствие Маркеса — 2 мотора в работе и 3 на складе; у Алекса Маркеса и Кэла Кратчлоу — по 2 в работе и по 3 в запасе.
Aprilia демонстрирует высокую надежность:
у Алеша Эспаргаро и Брадли Смита — по 2 мотора в работе и 3 на складе.
KTM в комфортной зоне:
у Брада Биндера и Пола Эспаргаро из KTM Factory Racing — по 2 мотора в работе, и 3 на складе; то же самое у Мигеля Оливеры; только у Икера Лекуоны есть один списанный мотор, 2 в работе и 2 на складе.
Suzuki готова к рывку:
у Жоана Мира и Алекса Ринса с Гран-При Чехии в работе по 3 мотора Suzuki GSX-RR, и 2 на складе. По скорости Suzuki практически не уступает ни Honda, ни Ducati.
Ducati Desmosedici GP19 Жоана Зарко после аварии на Red Bull Ring, MotoGP
* — насчет списания второго мотора из аллокации Морбиделли — информация от инсайдеров в паддоке Гран-При Австрии, но официального подтверждения списка Dorna Sports пока не выкладывала.
** — по поводу списанного в хлам при аварии на 9-м круге Гран-При Австрии Ducati GP19 почему-то пока нет уточнений, но вероятно, его двигатель будет удален из списка доступных, так как… что от него там осталось вообще?
Что это все означает в плане борьбы за титул и Кубок Конструкторов 2020?
Обычно, инженеры команд производят ротацию моторов, чтобы все они имели более-менее одинаковый накат и выработку. Средний пробег одного мотора MotoGP составляет от 1300 до 1500 км, после чего считается «использованным» и идет на ребилд. 1500 км наката — это 2-3 уикенда. В этом году в планах Dorna Sports 15 этапов (15 уикендов) в календаре. Это значит, что Yamaha укладывается в эти рамки прямо впритык, ну, или их ожидают штрафные санкции — старт с пит-лейна и изъятие очков из зачета Кубка конструкторов.