[АТ]IrokeZ — Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий». Часть 4 — Первые выезды в локации, кольцевой маршрут вокруг озера Тобечикское, античное городище Тиритака, пос. Героевское (Эльтиген) — bestgamesforgirls.ru

АТ]IrokeZ — Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий» — Заметки. Сезон номер раз

Часть 4 — Первые выезды в локации, кольцевой маршрут вокруг озера Тобечикское, античное городище Тиритака, пос. Героевское (Эльтиген)

«Подвезти раз попросил меня дружок, дал я газу так, что покраснел движок!»

Ну вот, наконец-то, мотоцикл обслужен, экипировка куплена и подогнана под себя, дополнительное железо на байк установлено. Итак, настало время и моих мотоприключений!

Выбираю пока наиболее удалённый от загруженных городских дорог кольцевой маршрут (не люблю возвращаться той же дорогой, что и приехал — здравствуй, Сталкер!). Включаю 1 передачу и плавно трогаюсь с места. Впереди – первые 100 км собственного пути по кольцевому маршруту через населённые пункты: Челядиново – Набережное – Заветное – Огоньки – Челядиново, вокруг озера Тобечик.

Тобечикское озеро, оно же Тобечик (45.166681, 36.392451) – солёное озеро в юго-восточной части Керченского полуострова, отделённое от Чёрного моря песчаной полосой шириной всего в 100 метров и длиной примерно 1 км. Один из самых крупных естественных водоёмов в Крыму, площадь водной глади около 18 километров в квадрате, длина – 9 км, ширина от 2 до 4,5 км, наибольшая глубина всего 2 метра. В определённые месяцы года озеро имеет необычный розовый цвет, его вода переливается розово-фиолетовыми оттенками, иногда бордовыми и даже чернильного цвета. Весь этот потрясающий вид создается благодаря микроорганизмам, живущим на дне, в иле, и меняющим свой цвет при разном освещении. Трава, окаймляющая озеро, бордово-красного цвета. На дне озера действуют множество грязевых вулканов, поэтому пласты чёрного и серого ила представляют собой особую ценность и считаются лечебными. Буквально в 100 м находится Черное море с песчаными пляжами, поэтому после грязевых процедур можно легко смыть глину в соленой воде моря.

Панорама озера Тобечик (источник фото – Всемирная паутина)

#ОколоКерчи. Керчь – промышленный и портовый город на «приграничном стыке» двух обширных территорий, который обычно принято проезжать насквозь, и в котором, по общему мнению, нечего посмотреть, кроме горы Митридат и Крымского моста. Попробую немного развеять это мнение.

Очень много текста и фото. Внимание! Всё ниженаписанное является исключительно субъективным мнением, текст отличается большим объёмом, а язык написания сложен для понимания… CUT! (И звук режиссерской «хлопушки»)

Определившись с маршрутом, выжимаю сцепление, включаю передачу и трогаюсь на выезд из гаражного кооператива в сторону окраины города.

Карта маршрута
В городе и на выезде неплохая по качеству асфальта дорога общего пользования с «аккуратно» и услужливо пробитыми выемками в «уставших полицейских», после кольца с якорями сменяется бетонными плитами, а затем снова асфальтовым покрытием, качества уже значительно хуже.

На кольце с монументом «Якоря» сворачиваю на ул. Танкистов в сторону городского пляжа и далее двигаюсь по дороге с сомнительным покрытием вдоль канала бывшего Железорудного комбината, перед въездом на городской пляж ухожу направо в сторону пос. Героевское.

И сходу попадаю на песчаную грунтовку Нимфейской дороги. Вот, так уже значительно интереснее! Получаю первый опыт вождения двухколёсной моторизованной техники по песку, пока ничего сложного, хотя заднее колесо на дорожной резине и ведёт слегка на пару сантИметров в сторону при резких маневрированиях рулём.

Затем навигатор совсем даёт маху, и я пробую себя и мотоцикл на разбитой грунтовке, более похожей на бездорожье, в объезд того самого маленького посёлка Героевское. Быстро привыкнув к немного бьющемуся на кочках заднему колесу, слегка привстаю на подножках, хотя выбранная скорость движения, дорожный тип байка, да и сама дорога этого делать вовсе не обязуют, не хард-эндурная местность всё же. Поколесив с километр по кочкам и ухабам разбитой тракторами грунтовки, наконец, снова выезжаю на асфальтированную дорогу шоссе Героев Эльтигена, по которой и двигаюсь до с. Челядиново вдоль побережья, любуясь красотой Чёрного моря, видами на Керченский пролив и находящийся по другую сторону от него Таманский полуостров.
Перед Челядиново сворачиваю снова к морю в сторону с. Заветное и через несколько километров оказываюсь на узком перешейке между озером Тобечик и Керченским проливом Чёрного моря. Выруливаю на обочину, выключаю зажигание и иду исследовать местность ножками.

Справа по борту в закатных лучах — озеро Тобечикское, водной поверхности розового цвета не увидел, как и бурой растительности по его краям. Ну что же, может я не в подходящее время оказался на его берегах, и пространственно-временной континуум ещё выдаст в нужный момент все краски, цвета и оттенки этого природного объекта на обозрение?

Светящееся сердце байка на фоне закатного «ядерного взрыва» на озере Тобечик
Слева по борту — темнеющее и набирающее глубину и тяжесть оттенков Чёрное море в ярко-алых лучах опускающегося за горизонт солнца. На песчаных пляжах отдыхающих уже не много, и они потихоньку начинают разъезжаться, сделав на память последние фото на закате. Большинство на автотранспорте, некоторые с палатками, — на пляж хорошие отдельные заезды для машины, отстоят друг от друга островками, как раз для одного машино-места. На южной части отмели у моря база рыбаков, на берегу лодки и рыболовные сети. Особенностью открытого пространства на перешейке между водными гладями является то, что здесь довольно ветрено даже в спокойную погоду.

Посмотрев местность и сфотографировавшись на память, сажусь в седло, запускаю двигатель и направляюсь вокруг озера в сторону с. Заветное. Сразу же за перешейком небольшой участок довольно крутых поворотов на разбитом асфальтовом покрытии, поднимающийся с уклоном в горку.

Двигаюсь по разбитой дороге мимо н.п. Набережное до с. Заветное и далее по его главной улице. Навигатор указывает крутой поворот под 90 град по главной дороге направо в сторону с. Марьевка, сбрасываю скорость и сворачиваю. Внезапно и резко асфальтовое покрытие заканчивается, исчезает из поля зрения и неожиданно превращается в грунтово-щебёночно-грейдерное. По нему пылю 10 км до н.п. Марьевка, любуясь приятными пейзажами местных невысоких холмов и вдыхая не очень приятные ароматы местных ферм. С расположенного на обочине сельскохозяйственного поля удивлённым взглядом жёлтых глаз меня провожает то ли свин-главарь здешних окраин, то ли забредший полакомиться на сельскохозяйственные угодья дикий кабан, так же удивлённо кошусь на него периферийным зрением.

По правому борту мимо проносятся антенны бывшей воинской части ПВО, по левому борту проезжаю поворот на Яковенково, куда в будущих поездках планирую ещё заглянуть на «Золотые пляжи».

В Марьевке асфальт снова внезапно появляется под колёсами, однако дорожное покрытие испещрено огромными хаотично расположенными ямами различной глубины, как будто оставленными в память того «эха Великой войны» 1941-1945 годов прошлого века. Стемнело и похолодало, в шею дует неприятный прохладный ветерок, на дороге становится ни черта не видно, но по-прежнему, как и до этого, спокойно, поэтому мозг попутно обрабатывает изменившиеся погодные условия и выдаёт зачатки здравой мысли о необходимости приобретения утеплённого бафа на шею. К случаю упоминания «эха войны», проезжаю мимо одиноко стоящего на обочине дороги посреди степных полей БТРа «шестидесятки». Передние смотровые люки механика-водителя открыты, из нутра сочится бледный свет, поэтому фотографироваться решаю не останавливаться, и на ровных оборотах обхожу призрак-препятствие. 10 км отрезка пути Марьевка – Огоньки практикуюсь в слаломе между многочисленными и хаотично расположенными ямами и рытвинами, лихо маневрируя в свете фар, разрезающих кромешную тьму на симметричные лоскуты абсолютного тёмного Ничего.

Перед деревней Огоньки по правому борту снова оказывается в поле зрения Озеро, видимое теперь уже в белёсо-желтоватом отблеске света луны, на водной глади — едва колышущаяся серебристая лунная дорожка, уходящая в сторону шумящего прибоем побережья. Бросаю прощальный взгляд на Тобечик и уношусь к Челядиново, замыкая кольцо маршрута.

Обратной дорогой по шоссе Героев Эльтигена добираюсь до окраин города, заезжаю на заправку напоить уставшего «железного коня» продуктами нефтеперегона с октановым числом около 95 единиц и закатываюсь в загон-гараж. На сегодня пыльных и весьма интересных километров пути по местным разбитым дорогам достаточно!

Поскольку маршрут, удалённый от загруженных городских дорог и радующий практически полным отсутствием других участников движения, а так же обилием красивых видов, но удручающий состоянием дорог, мне понравился, затем последовали ещё поездки по тому же кольцу, как в том же прямом, так и в обратном порядке и направлении.

Возвращаясь из одной из таких поездок по уже накатанному маршруту, решаю попутно заехать к издалека уже виденной с дороги, но ещё пока не посещённой мною местной достопримечательности — археологическому комплексу «Древний город Тиритака» (45.277328, 36.406931).

Тиритака – античное городище на Керченском полуострове в пределах городской черты современной Керчи. Основано ионийскими греками около VI века до н. э., входило в состав Боспорского царства. В первые века н. э. город Тиритака имел хозяйственно-промысловый уклон, существенную роль в хозяйственной жизни города играли рыбозасолочное производство и виноделие. В III веке н. э. город был обнесен мощными оборонительными стенами, по углам плато располагались башни. Часть оборонительных стен сохранилась до настоящего времени. В VI веке н. э. город подвергался гуннскому нашествию и понёс значительные разрушения. Тиритака прекратила своё существование к VII—VIII н. э. векам во время набега тюркотов.

Археологический комплекс находится в черте города, непосредственно на южной окраине. Мотоцикл оставляю на прилегающей улице с «говорящим» названием «Тиритакский спуск», и далее иду пешком. Пробираюсь через разросшиеся кусты и высокую траву, и оказываюсь «лицом к лицу» с древними историческими сооружениями.

Участок оборонительной стены

Здание античной винодавильни

Здание античной винодавильни
Осмотрев руины античной башни, участок оборонительной стены и здание античной винодавильни, двигаюсь в сторону главных достопримечательностей и центральных раскопок. Основная территория раскопок закрыта для посещения, кроме тех самых сооружений на границе поселения, о чём везде установлены-понатыканы предупреждающие таблички.

Стой, кусать буду! Посещение запрещено!
Не беда, пролезаю под хлипенький шлагбаум. От домика сторожа (этот же домик, по-видимому, заодно и главное административное здание на территории) ко мне срывается здоровенная псина. Фотографирую центральные раскопки, собака лает рядом, но ко мне не приближается. На лай собаки из здания выходит сторож и, увидев меня, идёт в мою сторону, рядом с ним семенит ещё одна собака размером поменьше. Подходят ко мне. Осмелев в присутствии хозяина, обе псины резко и стремительно окружают нарушителя периметра, то есть всего меня, с двух сторон и по очереди начинают агрессивно и яростно нападать, каждая тактически со своей стороны. Кусают за ноги непосредственно выше границы моего немаленького мотобота, умные злобные твари! Перекидываюсь парой фраз со сторожем, и, не менее яростно отпинываясь во все стороны пластиковыми ботами с металлическими слайдерами от озверевших собак, покидаю поле боя, не поднимая белый флаг. Отличная экспозиция и достопримечательность, а в присутствии атакующих собак ещё и интересная, очень понравилась! А главное, на табличках предупреждали же!
Фото раскопок:

Городище Тиритака

Городище Тиритака

Так же, однажды возвращаясь из очередной поездки по описанному ранее кольцу, не стал проезжать мимо и остановился сфотографироваться у стелы на въезде в пос. Эльтиген (45.238160, 36.401548).

Героевское (так же употребляются названия: Героевка, до 1945 г. — Эльтиген) – небольшой посёлок, расположенный в устье Керченского пролива Чёрного моря, в 16 км южнее г. Керчь. В истории этого небольшого населённого пункта переплелись археологическая древность и чуть более современное героическое прошлое.

На окраине посёлка, на невысоком холме, у самого побережья Чёрного моря, расположен Археологический комплекс «Древний город Нимфей» (45.236581, 36.417372). Нимфей (Нимфейон, с др.-греч. – святилище нимф) – древнегреческий античный город, находившийся на берегу Боспора Киммерийского (совр. Керченский пролив), основан в первой половине VI в. до н. э. греческими колонистами. Около середины VI в. до н. э. в городе возводится святилище Деметры, богини земледелия и плодородия, ведётся активное жилое строительство. В первой половине IV в. до н. э. в результате военной экспансии Пантикапея, Нимфей присоединён к Боспорскому царству, в юго-восточной части возводится оборонительная стена. На протяжении IV в. до н. э. — I в. н. э. создаются монументальные архитектурные ансамбли: пропилеи, посвящённые Дионису, богу виноделия, а так же святилище Афродиты Навархиды, стены одного из помещений которого были облицованы полихромной штукатуркой с многочисленными надписями и рисунками, строятся винодельческие комплексы. Около второй половины III в. н. э. Нимфей подвергается сильным разрушениям в результате нашествия готов, после чего город просуществовал лишь до первой четверти IV века н. э.

Античное городище Нимфей (источник фото – Всемирная паутина)
Археологические работы, раскопки и экспедиции на территории городища Нимфей ведутся с середины 19 века и продолжаются по сей день. Сейчас к осмотру доступны руины древнего города, курганы и земляной некрополь, разведанная территория городища составляет 9 гектар, собрание античных находок принадлежит Государственному Эрмитажу г. Санкт-Петербург.

Однако своё современное название – Героевское, пос. Эльтиген приобрёл в 1945 году в память о Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 г., после проведения которой у Эльтигена и появилось сразу два новых названия: Героевское и Огненная земля.

Керченско-Эльтигенская десантная операция (31 октября – 11 ноября 1943 г.) — операция войск Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии. Целью операции было нанесение удара северо-восточнее Керчи и Эльтигена, освобождение города и порта Керчь, овладение портом Камыш-Бурун и дальнейшее освобождение Крыма. Одна из крупнейших десантных операций Великой Отечественной войны, её продолжительность составила 40 суток. Итогом операции стал захват плацдарма на Крымском полуострове, что послужило основой для освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

Выставочный стенд в Музее Эльтигенского десанта (источник фото – Всемирная паутина)
В ночь на 1 ноября 1943 г. советские войска форсировали Керченский пролив, и, преодолев упорное сопротивление противника, высадили десант общей численностью около 2,5 тысяч человек. К наступлению рассвета десантники овладели плацдармом до 5 км в глубину и до 2 км по фронту, освободив пос. Эльтиген. Фашистское командование, не сумев уничтожить десант, заблокировало плацдарм с суши и моря. В условиях жёсткой осады и яростных атак противника, десантники продержались на плацдарме 36 дней.

В ночь с 6 на 7 декабря 1943 года, в связи с недостатком боеприпасов было принято решение отвести под покровом ночи основные силы десантников в район горы Митридат. Для прикрытия отхода была оставлена группа добровольцев в составе 30 человек. Они продолжали вести бой остатками боезапаса до утра. Были смяты превосходящими силами противника, но свою задачу выполнили. Из 30 добровольцев Эльтигенского заслона в живых осталось 3 человека. Основным силам Эльтигенского десанта удалось передеслоцироватся к южной окраине Керчи и занять гору Митридат. 9 декабря десантники под давлением превосходящих сил противника оставили вершину горы и заняли предместье г. Керчи. Не имея возможности оказать помощь десанту, советское командование 11 декабря на судах Азовской военной флотилии эвакуировало его, вывезя за два дня 1440 человек.

В память тех героических событий, на высоком холме, на самой высшей точке посёлка гордо вздымается ввысь памятник Парус (45.230245, 36.408173) – железобетонный монумент весом около 2 000 тонн, высотой около 20 м., площадью (в плане) 450 кв.м. и способный выдерживать ураганные ветры и штормы Керченского пролива. Памятник открыт в 1985 г., а в 2016 г. проведена масштабная реконструкция объекта. У подножия монумента расположены мемориал Эльтигенскому десанту с памятными табличками имён погибших воинов-защитников и барельефами, высеченными из камня, а так же Аллея Героев в виде пятиконечной звезды.

Мемориал Парус (источник фото – Всемирная паутина)
В самом посёлке Героевское сооружён памятный мемориальный комплекс (45.230313, 36.413730), в который входят несколько памятников и аллея с братскими захоронениями воинов Красной Армии, мотобот, принимавший участие и потопленный во время десантной операции, а затем поднятый со дна, восстановленный и смонтированный на пьедестале, а так же экспонаты времён Великой Отечественной войны, расположенные под открытым небом.

На пересечении двух главных улиц посёлка – улицы Галины Петровой и улицы генерала Косоногова, расположен небольшой Музей Эльтигенского десанта (45.230258, 36.412486), посвящённый истории Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Петрова Галина Константиновна (1920 г. – 1943 г.) — Герой Советского Союза, главстаршина, санинструктор 386-го отдельного батальона морской пехоты Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. 1 ноября 1943 года приняла участие в высадке морского десанта на Керченском полуострове, под непрерывным огнем противника самоотверженно оказывала медицинскую помощь десантникам и вынесла с поля боя около полусотни раненых бойцов. В боях на плацдарме, защищая раненых, неоднократно участвовала в отражении вражеских контратак. Погибла в бою с немецко-фашистскими захватчиками 8 ноября 1943 года. Звание Героя Советского Союза получила посмертно 17 ноября 1943 года за храбрость и героизм, проявленные при высадке десанта в районе поселка Эльтиген. Галина Петрова – первая женщина во флоте, получившая звание Героя Советского Союза.

Косоногов Лев Васильевич (1904 г. – 1943 г.) – Герой Советского Союза, гвардии генерал-майор, командир 117-й гвардейской стрелковой дивизии. Умело организовал действия вверенных ему частей при высадке на Керченский полуостров и захвате плацдарма. В период с 1 по 15 ноября 1943 года воины-гвардейцы 117-й гвардейской стрелковой дивизии отбили одиннадцать вражеских контратак, поддержанных танками и авиацией, нанеся гитлеровцам значительный урон в живой силе и боевой технике. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 17 ноября 1943 года полковнику Косоногову Л. В. присвоено воинское звание «генерал-майор». В этот же день, 17 ноября 1943 года, отважный комдив, гвардии генерал-майор Косоногов Лев Васильевич погиб на катере, подорвавшемся на мине в Керченском проливе.

«Имена Ваши не забыты, Подвиг Ваш бессмертен!»

К моему большому сожалению, посетить все эти достопримечательности в этот раз я так и не успел, остановившись лишь только сфотографироваться у стелы на въезде в пос. Эльтиген (45.238160, 36.401548).

Стою я, значит, весь такой красивый в экипировке и в шлеме, фотографирую свой байк на фоне стелы. Периферийным зрением вижу, как, выезжая со стороны спины, мееедленно крадётся патрульная машина горячо всеми нами любимой службы ДПС, головы сотрудников в транспортном средстве повёрнуты в мою сторону, внимательные взгляды с прищуром. Приветливо машу доблестным полицейским ладонью в перчатке, мило улыбаясь злобным оскалом, скрытым под чёрной маской подшлемника и белым шлемом. Ну, а что? Шлем на «тыкве» в наличии, документы в порядке, настроение – отличное! Сотрудники переглядываются между собой, разочарованно отворачивают от меня умные головы в фуражках, и, не останавливаясь и прибавив скорости, проезжают мимо. Сажусь на байк, аккуратно разворачиваюсь и стартую в противоположном направлении, перещёлкивая передачи одну за одной и выкручивая рукоятку акселератора в максимум!

И главный опыт первого, пусть и небольшого, путешествия, самое запомнившееся, навечно оставшееся и впечатавшееся в подсознание впечатление от первых свободных поездок на мотоцикле — не потрясающе красивые пейзажи, стремительно несущиеся вокруг тебя, не острые бьющие по рецепторам запахи, не ярко-алый закат, розовое озеро, синее небо и Чёрное море, и даже не уходящий за грани периферийного зрения горизонт, плавно огибающий тебя по бокам…

Ярко и внезапно приходит осознание чувства управления живым механизмом с бешено колотящимся вибрирующим железным двигателем-сердцем, чувство маневрирования, скорости и драйва, пульсирующая ревущая музыка в наушниках, поступающий в кровь адреналин вперемешку с эндорфином и дофамином… Я преображаюсь, и в первой же сотне своих быстро несущихся под колёсами километров, начинаю всё больше выкручивать рукоятку акселератора, ища будущие пределы и грани максимума, проверяя себя на «трухлявость, крепость очка и железность нервов», а технику – на возможный предел возможностей (да, пока еще так, робко, с тавтологией, дважды, в квадрате и в сферическом вакууме).

Внезапно осознавая происходящее и анализируя своё состояние, закрываю «газ» и сбавляю прыть механических коней до умеренного значения показаний стрелки спидометра. На некоторое время… Поскольку через десяток минут огонь в крови снова вспыхивает, и всё повторяется по новой. Да здравствует Её Величество – Скорость!

Авто новости
Добавить комментарий