Человек за спиной Фабио Куартараро: какая часть титула MotoGP 2021 принадлежит Диего Губеллини — tresfactos.ru

— Наверное, эта статья станет неплохим продолжением «ликбеза» про реалии Больших Мотоциклетных Призов. Мне кажется, она готова раскрыть смысл некоторых определений и их значений, которые МОТОГОНКИ.РУ старается донести до читателей с 2005 года. Некоторые из этих определений сегодня становятся настолько значимыми, что без правильного их понимания невозможно осознание полноты картины происходящего в мотоспорте.

Фабио Куартараро — чемпион MotoGP 2021 года

Я рекомендую к прочтению вот эту статью, которую мы написали вместе с Yamaha Racing, а ответы на вопросы давал лидер проекта YZR-M1 Такахиро Суми: Что такое package и с чем его едят

Картина мира меняется, но одно остается неизменным

Реалии таковы, что есть заводы, есть команды, а есть мотогонщики. И это три разных составляющих MotoGP: заводы создают команды разработчиков (R&D / Factory Operations Team) и нанимают коллективы, которые представляют их на гоночном треке (Race Operations Team); коллективы при посредничестве заводских менеджеров нанимают на работу гонщиков (Rider).

Джереми Бёржесс — бессменный шеф команды Валентино Росси в MotoGP с 2000 по 2013 год

Коллективы, которые сформированы заводами (Factory Team) — это, прежде всего, инженеры-разработчики, а не механики. У некоторых команд есть сформированные и проверенные коллективы, куда новые гонщики приходят и уходят. Но это касается лишь пилотов-новобранцев.

Топовые пилоты MotoGP — это не один человек, а целая команда. Как минимум, это очень хорошо знающий пилота шеф команды (инженер) и 1-2 ключевых механика

Механик — человек, близкий к пилоту, общающийся с ним на одном языке, а иногда на уровне жестов. Уже лет 10-15 важность хорошо понимающего своего пилота механика в MotoGP играет грандиозную роль. Поэтому, сформировав однажды коллектив вокруг себя, топ-пилот старается перетащить его с собой в другую команду, если уходит сам. Механики и их шеф — вот костяк команды пилота (squad).

Валентино Росси стал 8-кратным чемпионом мира в 2008 году

Кстати, в большинстве контрактов MotoGP выбор команды оставляют за пилотом, и тогда, зарплату своим инженерам и механикам платит именно гонщик! Пилот может отказаться, и тогда коллектив ему наберет команда. Но это всегда носит небольшой риск, что кто-то да не сработается — и это может замедлить прогресс всего проекта.

Постоянная команда Валентино Росси насчитывала 5 человек с 2000 года и только переход в Petronas заставил расстаться с тремя из них (Yamaha и SRT настояли, чтобы в команде Росси работали их люди). Росси вступил в Королевский класс в гордом одиночестве: HRC ради него создала команду и перевела туда весь коллектив, ранее обслуживавший Мика Дуйэна — Джереми Бёржесса, трех австралийских механиков и двух итальянских инженеров. С Росси они незамедлительно сработались — однажды и навсегда: почти на 20 лет!

Диего Губеллини (Diego Gubellini), Monster Energy Yamaha MotoGP, 2021

Диего Губеллини — это Джереми Бёржесс для Куартараро

Когда Фабио Куартараро вступал в Sepang Racing Team по инициативе Разлана Разали, Лин Джарвис, босс Yamaha Factory Racing не был уверен в потенциале француза, но поверил чутью менеджера — и не прогадал! Разали предоставил Фабио хороший коллектив, ключевой фигурой в котором был как раз Диего Губеллини.

Несмотря на свой молодой вид, Диего — почетный ветеран Больших Призов, который работает в паддоке уже более 20 лет. По образованию Губеллини — аналитик данных, то есть инженер по телеметрии.

Диего Губеллини в Aprilia Racing (2015)

С 1998 по 2011 год он успел поработать во многих коллективах и с разными производителями. Шефом команды и ведущим инженером стал в 2012 в Gresini Racing, где возглавил бригаду Миккеле Пирро, а затем Скотта Реддинга. После трех лет работы с Honda, вместе с итальянской командой в 2015 Диего пересел на Aprilia. Непосредственно перед тем, как его «похитили» в Yamaha, Диего работал в Marc VDS Racing с Тито Рабатом и Франко Морбиделли. Благодаря Франко, Губеллини и переехал в Petronas!

Морбиделли хотел заполучить Диего, но SRT предоставляла своим пилотам коллективы, сформированные из опытных инженеров Yamaha Racing, так что Морбиделли получил в качестве шефа умудренного опытом и тремя титулами в MotoGP Рамона Форкаду. А Губеллини все же перекупили, но на должность руководителя гаража Фабио Куартараро.

Диего Губеллини в Marc VDS Racing с Франко Морбиделли (2018)

Когда в конце 2020 года Фабио переходил в заводской гараж Yamaha, неизменным требованием его было присутствие в своем гараже Диего, и это даже не обсуждали. Почему?

Потому что вместе с собой Куартараро привел свой маленький чемпионский коллектив (Губеллини и двух механиков), а Лин Джарвис, который работал с Росси с 2004 года, очень хорошо понимал смысл и важность этого. В своих воспоминаниях о том, как ему вообще удалось выцепить 3-кратного чемпиона MotoGP из Repsol Honda, Лин подчеркивал одну важную особенность: единственным требованием Росси было, чтобы ему позволили забрать с собой из HRC всю его команду во главе с JB. Джарвис был удивлен этому и незамедлительно согласился. Росси стал чемпионом с Yamaha с первой попытки, взял еще три титула после и боролся еще за три — все с одной и той же командой.

Валентино Росси и Джереми Бёржесс в трудном приключении с Ducati Factory

Тонкая связь Валентино Росси с JB заключалась в том, что австралийский механик улавливал многое из того, что Росси не договаривал — все же, английский не был родным языком Валентино, а Джереми так и не выучил итальянский. JB предугадывал некоторые моменты и давал распоряжения механикам, что надо подстроить. Но однажды этого оказалось мало для победы и подиумов — и они расстались.

Губеллини стал для Куартараро своего рода JB, а Фабио для Диего — VR46: они быстро прочитали друг друга

В одном из интервью Диего Губеллини признался, что «его секретным оружием в большей степени является сам Куартараро, нежели наоборот». Конечно, Диего скромничал. Но смысл его высказывания заключался в том, что он смог прочитать будущего чемпиона MotoGP — и «оцифровать» его.

Почему Губеллини — это чуть больше, чем Бёржесс

Губеллини достаточно быстро освоился в Yamaha и разглядел все нужды своего подопечного. В том, что Диего Губеллини своего рода гений электроники, говорит и тот факт, что параллельно с ролью шефа команды Куартараро он успешно ведет свой маленький бизнес — компанию GripOne, которая разрабатывает и продает тюнинговые блоки управления ECU, инерциальные платформы IMU, электронику для автоматических и полуавтоматических подвесок и даже винглеты.

Фабио Куартараро — чемпион MotoGP 2021 года

Губеллини феноменальный аналитик и мыслит цифрами. Если Джереми Бёржесс был больше именно шеф-механиком, который прекрасно разбирался в железе и его поведении, то Диего думает формулами и живет в своем ноутбуке. Он может просчитать и описать езду любого пилота, переложив чисто внешние явления на физическую основу, графики, нагрузки, референсные точки и так далее.

Вот, как он описывал невероятные способности Фабио Куартараро: «Мы видели, что другие пилоты Yamaha испытывают определенные трудности в работе с новыми Michelin, особенно, с точки зрения настройки электронных стратегий под новые условия. А у Фабио таких проблем не было. Его манера пилотирования сводилась к тому, чтобы создать держак, постоянно меняя развесовку — за счет постоянных перемещений в продольной оси, и благодаря этому, Фабио был гораздо стабильнее на самых разных трассах, чем его коллеги. Его стиль компенсировал недостатки, которые пытались исправить технически его коллеги и инженеры Yamaha».

Фабио Куартараро и шеф его команды Диего Губеллини: Гран-При Италии (2021)

«Когда я впервые встретился с Фабио на тестах, прочитал его графики, они показались мне странными, как и его стиль. Но затем я понял, что просто неверно интерпретирую их: я понял, что уже видел это. Я работал в Honda и имел доступ к телеметрии Марка Маркеса. На первый взгляд, стиль Марка чрезвычайно агрессивен — так он выглядит со стороны. Но дело в том, что кроме многочисленных перемещений по мотоциклу [Марк] исключительно… нежно работает газом и тормозом. Вам кажется, что он «рвет стоп-кран» и ставит свой байк колом перед поворотом, а я видел, что он делает это прогрессивно и расчетливо, подбирая момент для финального аккорда. В итоге, его езда становится очень четкой, стабильной. И Фабио — он делает то же самое с Yamaha: оба они никогда не доводят мотоцикл до крайней точки».

Что затем со всеми этими знаниями сделал Диего Губеллини? Он просто решил не мешать своему пилоту, а лишь помочь ему — раскрыть свои способности в этом «странном» стиле езды на YZR-M1!

Прочем, в реальности это не помогло выиграть титул даже в супер странном 2020 году: «Думаю, при всех усилиях, которые мы приложили, выиграть в 2020 было невозможно. По моему мнению, байк 2019 года был даже конкурентоспособней, что доказал Франко. Вообще, мы [в Yamaha] оказались в очень жестких рамках [после осложнений с двигателями] и тогда решили, что ситуация выходит из-под контроля, и что нет особого смысла прыгать через голову — все сделали правильные выводы из ситуации: Фабио набрался опыта и приготовился к главной битве, а Yamaha решила все накопившиеся проблемы. В 2021 году мы получили лучший мотоцикл из всех».

Фабио Куартараро — чемпион MotoGP 2021 года

Самое важное в 2021 по версии Губеллини

Что же помогло сделать это в 2021, где остальные пилоты Yamaha испытывали проблемы после Гран-При Катара? Это даже привело к конфликту и разрыву отношений с Виньялесом… Потому что другие команды думали мерками 2019 года, если не более ранними. А Фабио вновь оказался в выигрыше, благодаря стратегии, которую они разработали вместе с Диего.

Средний результат, который привез Фабио Куартараро в 2021 году — что и позволило ему выиграть титул, несмотря на падение в Портимао и низкий результат в Хересе, — 16.4 очка, которые он заработал в каждой гонке, где финишировал. Средний результат за весь сезон (с учетом падения) — 15.4 очка за гонку.

Губеллини объяснил: «Последние лет 10 изменения в самом стиле работы команд по подготовке байков к гонками стали особенно заметными. Обычно инженеры пытались сделать мотоцикл максимально комфортным для пилота, чтобы тот ехал, как можно более расслаблено и легко — и быстро поэтому; теперь же главное для инженера — увидеть, как при стиле пилотирования гонщика обеспечить его максимальную производительность покрышек, как заставить их работать на 100% от старта до финиша. Сегодня в гонке преимущество получает тот, кто знает, как равномерно использовать свои ресурсы, кто понимает, что происходит с его резиной в каждый момент времени — потому что позволяет держать стабильный, ровный темп! Он — темп не всегда быстрейший в абсолюте, но разница проявляется после 18-20 кругов. Скорость сама по себе больше не является ключевым фактором, и многие, кто вырывался в лидеры на первых кругах, завершали гонки за пределами подиума — или падали».

Диего Губеллини и Фабио Куартараро, Petronas Yamaha SRT (2019)

Вместе с Губеллини, Куартараро научился извлекать этот максимум из Yamaha YZR-M1, и потому практически в одно лицо привез Yamaha Racing весь заработанный ворох очков в Кубок производителей.

Но это еще не все! Психология — вот ключевой момент в победе, и без Диего здесь не обошлось: «По мне, Фабио чрезвычайно умен: он быстро адаптируется, а его сильнейшей стороной является то, что он способен переключаться с одного преимущества M1 на другое, в зависимости от обстоятельств. Второй его особенностью стало быстрое изменение психологии. В 2019 он был готов ехать по принципу — подиум или падение. Поначалу, всем казалось, что это здорово для новобранца. Но скоро мы поняли, что это надо менять. 2021 год Фабио начал с идеей — попытаться взять титул, а не биться за него до последнего патрона. Что это значило? Как-то я ему сказал: не так важно, как высоко ты поднялся в свой лучший день; важнее, как низко опустился в худший. Это сработало, и он стал думать так: мы должны привезти максимально возможный результат в каждой гонке, в зависимости от условий. Результат, КОТОРЫЙ МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖЕМ ВЗЯТЬ, а не какой-то мифический. Он не заработал очки только в одной гонке, как раз пытаясь превзойти свои возможности, что лишь доказало верность выбранной стратегии» — подытожил Диего Губеллини.

Авто новости
Добавить комментарий