Алтай 2020. К сердцу Евразии. Плато Укок. Часть 2. — bestgamesforgirls.ru

Продолжение наших Алтайских похождений.
В понедельник 20 июля на 8 день нашего путешествия мы покинули гостеприимное место в Бийске и отправились в Горный Алтай. Вечером перед выездом за столом обсуждали с Игорем возможные маршруты и решили начать с прогона по западному Алтаю. Маршрут предстоял следующий: Бийск-Белокуриха-Солонешное-Каскад водопадов на реке Шинок- Усть Кан- Усть Кокса-Верхний Уймон-Тюньгур. Далее от Тюньгура берет свое начало легендарная тропа Тюньгур-Иня но мы не рассчитывали ее пройти на тяжелом моте. Из Тюньгура мы запланировали отправиться в центральный Алтай по Чуйскому тракту на который можно выехать вернувшись в Усть-Кан и далее через Туекту на Онгудай.

Перед выездом еще раз немного разгрузили мотоцикл.

Знаковое место. Нулевой километр Чуйского тракта наш старт.

оставили у Игоря кронштейн запаски вместе с колесом и кое что из экипировки.

Дорога на Село Солонешное представляет собой извилистый асфальтовый тракт с малым количеством автомобилей. Маршрут не особо туристический и мы долго не могли встретить придорожной столовой. Наконец требуемое заведение попалось на пути и нас накормили и напоили. Немного не доезжая до границы Алтайского края и Республики Алтай есть поворот вправо на грунтовую дорогу в подъем. Ориентиром является расположенная напротив кемпинговая площадка«Поле Чудес». От своротки до начала пешей тропы к каскаду водопадов на реке Шинок порядка 11 километров дороги проходимой для турэндурного транспорта. Есть несколько сложных участков но без громоздких кофров их проходить было бы намного легче.
на дорогу длинной 11 км у нас ушло порядка 2х часов. время было к вечеру и навстречу попалось пару УАЗов, которые возят туристов к водопадам. Разьезжаться на узкой горной дороге непросто да и вообще изрядно подустали пока доехали до начала пешеходной тропы, где мы и стали на ночлег.

Первая ночь в горах… наготовили дров. Вода в двух шагах в горной реке, полное отсутствие комаров. Мы на Алтае!!!

Посидели у огня, поужинали, засыпали под шум горной реки. Романтика!
Утром отправились по пешей тропе к водопадам.Тропа проложена по руслу реки Шинок которая петляет между гор и часто пересекает тропу. В обуви не не перейти, не перепрыгнуть. Берите сапожки, сланцы.

Шинок спускается с горы по каменистому труднодоступному ущелью. Перепад высот от начала реки до устья 850 метров. река при этом протяженностью всего 15 км.

Первый водопад на пути это Скаты( Ласковый мираж). Перепад высот составляет 19 метров. Красивое творение природы можно отнести скорее не к водопадам а к водоскатам так как угол наклона всего 30 градусов.

Выше по тропе находится водопад Рассыпной(Йог).Падает с высоты 25 метров сначала на ступеньку а потом рассыпается множеством водяных брызг.

Слева от этого водопада есть тропа. Если карабкаться по ней в гору то можно преодолеть перепад высот и увидеть водопад в месте его падения с горы. участок проходим для людей любой физической подготовки. в сложных местах прорублены ступени и есть веревки при помощи которых любой сможет подняться.

Следующее по пути грандиозное сооружение природы-водопад Седой(Большой, Жираф). Это высочайший водопад Алтая. Вода падает с высоты 72 метра. Грохот очень сильный. Стоять совсем рядом страшновато и промокнуть можно за несколько минут в водяной пелене.

Места очень красивые. находясь на дороге трудно представить что всего лишь в 15 км отвесные скалы и утесы с водопадами. на осмотр водопадов нужно закладывать целый день. тропа не простая. более 10 раз нужно перейти реку вброд. крупные камни. людей можно встретить если привезли группу с ближайшей турбазы а в остальном полное единение с природой.

Ближе к вечеру мы вернулись в наш лагерь гду уже стоял ГАЗ-66 ожидающий туристов с тропы. Добрый человек без проблем взял на спуск наш багаж, благодаря чему мы прошли все трудные участки за 30_40 минут.
Спустившись на дорогу мы поехали на Денисову пещеру но она оказалась закрыта видимо на карантин.

Тем временем погода немного испортилась. Мы въехали в Республику Алтай. Далее по этому маршруту идет грейдерная дорога по которой в сухую погоду можно валить на полный газ но после дождя мотоцикл стало таскать на мокрой глине и мы ехали не спеша. За Усть-Каном начало быстро темнеть а мы никак не могли присмотреть подходящее место для ночевки. Вдоль дороги пошли пастбища и сельхозугодья местных жителей. Дождь тем временем начал усиливаться и мы облаченные в дождевики вынуждены были ехать еще около часа пока не нашли съезд в лес на окраине села. Палатку ставили под дождем и без ужина легли спать с надеждой что к утру распогодится.
Утро было промозглым и сырым но свежий ветерок обещал разогнать тучи что и случилось на подъезде к райцентру Усть-Кокса.
Здесь мы пообедали в столовой и поехали в село Верхний Уймон.
Это село в Уймонской долине по праву можно назвать центром старообрядчества Алтая. Основано в 1796 году старообрядцами а также беглыми крепостными крестьянами из средней полосы России. В те времена места эти были глухие и малонаселенные. Люди быстро нашли язык с местным населением и скоро это было большое село с крепкими традиционными крестьянскими хозяйствами. Уклад жизни был основан на старых традициях и Вере Православной. Позже царским указом жители долины были легализованы вступив тем самым в Российское подданство.
В 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции здесь побывал Николай Рерих. В доме старообрядцев котором ученые провели 12 дней ныне действует музей.

Все располагало к тому что мы были должны здесь задержаться. По диагонали от музея Рериха расположена сувенирная лавка в которой мы познакомились с Натальей Коноплевой, Барнаульской травницей, которая сейчас с мужем снимает дом неподалеку, собирает целебные травы и работает в этом магазинчике.
Через 5 минут после знакомства мы уже пили свежезаваренный Наташей чай на горных травах, ели мед и беседовали так что со стороны могло показаться что это 100 лет как знакомые и родные люди, которые давно не виделись.
С первых минут было понятно что мы остаемся в их доме. Ближе к вечеру мы уже расчищали в огороде площадку под костер на котором собирались готовить мясо, пилили дрова и топили баню.

Рядом с домом где мы жили находится музей старообрядчества, где проводит интересные экскурсии настоящий человек и энтузиаст Раиса Павловна Кучуганова.
Жалею что не послушали ее рассказов но это повод вернуться в эти места.
Сейчас в селе проживает около 600 человек. Современный быт селян уже ничем не напоминает старообрядческие традиции былых времен. Железным катком прокатилась по этим местам новая власть. Коллективизация, раскулачивание, ссылка в Нарымские болота Томской области.Были разорены крепкие хозяйства и подорваны устои общества. а жили тут всегда по Вере.
Тяжело осознавать все это. Ныне уже обычное явление и здесь пьяные мужики на ступенях сельпо. А вы послушайте о чем рассказывает Раиса Павловна в роликах, которые можно найти в интернете. Грустно что все это уходит.
На другой день мы по старой дороге через село проехали на Мульту и Тюньгур. На фото красивый старый подвесной мост через Катунь в Мульте.

В Мульте мы пропустили возможность сделать заброску на Мультинские озера и отправились в село Тюньгур, откуда открывается вид на главную вершину Алтая гору Белуха.
Нужно открыть ворота на пастбище и не забыть закрыть за собой. дорога уходит от долины Катуни в гору и есть места где хорошо видна гора.
Видимо я туда сильно торопился. При перескакивании из колеи в колею не справился с управлением, зацепил грунт кофром и мотоцикл сбросив нас в правую сторону сделал сальто через руль и приземлился к верху колесами. Обошлось ссадинами и ушибами. Подбил левое плечо. Отломилось ветровое стекло со спойлером, пробило канистру под бензин, сломало зеркала и оторвало кофр вместе с креплением. Посидели. погоревали, собрали обломки, привязали кофр ремнем и так и не увидев горы вернулись в Тюньгур.

Здесь на ул.Сухова 37 живет дядя Валера. Алтаец с семьей у которого на территории землевладения есть баня, аилы, и все остальное для отдыха. Мини турбаза одним словом. есть ГАЗ 66 на котором он забрасывает туристов к подножью Белухи, есть гараж с инструментом. У него мы сняли уютный аил на ночь за 1200 руб и дядя Валера помог починить кофр за что ему огромное спасибо.

Ужинали на общей веранде-кухне с другими гостями. Знакомства в путешествии всегда легкие. Наши новые друзья из Новосибирска, русско-индийская семья.

Наутро после завтрака мы поехали тем же маршрутом на склоны гор только уже без багажа и увидели наконец Белуху.

«Есть на свете такая диковинная страна-Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли или еще где-то.Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу, путь свой править, и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично».
Поиски Беловодья и Шамбалы напрямую связано с горой Белуха. Экспедиция путешественника, этнографа, художника Николая Рериха искала Шамбалу именно здесь. Гора расположена в центре Евразийского континента и равноудалена от океанов. При относительно небольшой высоте считается сложной для восхождений.
Повезло с погодой, посидели часок и полюбовались. Насобирали в горах душицы и чабреца на чай. Это стоило того чтобы ехать…

Спустившись в долину Катуни мы проехали немного в начале тропы Тюньгур-Иня и полюбовались бирюзовой водой Катуни. Посмешили суслики, которые тут выскакивают из своих норок в огромном количестве. На обратном пути посетили памятник Сухову, отряд которого погиб здесь полностью в революцию.

Обнуление 2020. африка тоже обнулилась))).цифры не совсем точные. В позапрошлом году шли со сломанным спидометром из Турции около 5500 км).

Катунь в этих местах в солнечную погоду переливается всеми оттенками бирюзы.

У дяди Валеры мы забрали наши вещи и тронулись в дальнейший путь. Примерно через 20 км на грейдерной дороге в сторону Уймона у нас отвалился отремонтированный кофр. Вина моя, забыл его защелкнуть креплением. Кофр на скорости прокувыркался по дороге, открылся но остался цел. Еще раз спасибо Игорю Black African за качественный обвес. Примечательно что пока мы на обочине собирали разбросанные пожитки мимо на скорости пролетел микроавтобус эндуристов с рекламой сервиса мотоциклов. он не сбавляя хода обдал нас облаком пыли и был таков))))).

Снова вернулись к Коноплевым, пообедали, попрощались и двинули кружным путем в сторону Чуйского тракта на Онгудай.

До Усть-Кана мы валили знакомым грейдером и на Чуйский тракт ушли вправо на Туекту. Проехали за день около 300 км и ставили палатку на берегу реки проехав примерно 20 км по Чуйскому.

Натаскал дров с другого берега реки и мы провели отличный вечер у огня. Впереди был проход по Чуйскому тракту. Забегая вперед скажу что весь он оказался заасфальтирован и годен для проезда любых транспортов. Это было заметно уже по количеству машин на ночевке на реке. Предстояло смириться с толпами людей на этом маршруте на некоторое время.