— Карьера Последнего Султана развивалась фантастическими темпами, хотя Кенан никогда не стремился форсировать события. Он слишком хорошо знает, что преждевременный шифтинг [т.е. переход на новый уровень] может поломать всю карьеру. Он и сегодня всячески одергивает своих воспитанников от принятия несвоевременных предложений.
Итак, Кенан Софуглу вступил в чемпионат мира в 2006 после ряда убедительных побед в национальных чемпионатах Германии и Кубке Европы STK-600. Он получил контракт с Ten Kate Honda в World Supersport, незамедлительно заявив права на титул, который взял в 2007. На следующий год Honda предложила Кенану перейти в 1000-кубовый класс, но после 23 гонок Софуглу заработал лишь 54 очка, оказавшись на 18-й строчке. И он принял решение — вернуться в World Supersport, чтобы продолжать бороться за титулы. В 2010 турок вновь выиграл чемпионат.
Кенан Софуглу стал 4-кратным чемпионом World Supersport в 2015, а затем 5-кратным в 2016
Параллельно, в 2010 году Софуглу получил предложение — проехать пару гонок в Мото Гран-При, в новом классе Moto2 с командой Technomag-CIP. Два wildcard он получил в финале чемпионата MotoGP, в Эшториле и Валенсии. И в Эшториле Кенан финишировал 5-м, лидируя часть гонки! Это решило его судьбу. Возможно, единственный раз в своей жизни он послушал чужих людей, которые наобещали ему звездную карьеру в Гран-При.
Софуглу вступил в Moto2 в 2011, стал 2-м (!) в Ассене и 6-м на Phillip Island. Но на этом его путь по Большим Призам завершился. Причина этого крылась не в пёстрых результатах, а в одной большой аварии. Она произошла 5 июля 2011 года на Гран-При Каталонии, когда Софуглу неудачно атаковал испанца Хулиана Симона. Их мотоциклы жестко коснулись, после чего претендент на титул Симон отправился в космический полет, получив при падении двойной перелом правой ноги. Эта травма в сущности стала точкой в его гоночной карьере. Для Софуглу инцидент стал серьезным психологическим ударом, и он до сих пор чувствует свою вину — это объективная оценка ситуации! Дирекция, выслушав Софуглу и пострадавшую сторону, впрочем, пришла к выводу, что то был простой гоночный инцидент, и санкций к турецкому гонщику применять не стала. Но Кенан сам принял решение — покинуть паддок MotoGP и вернуться в World Supersport, где продолжил блистать в 2012 году, и так далее.
Большая авария в Moto2 с Хулианом Симоном
Спустя годы, после всего этого Софуглу подготовил ораву турецких гонщиков, способных вклиниться в битву за титул во всех классах — от WorldSSP300 и Moto3 до World Superbike. Очевидно, что хорошо помня детали и четко понимая причины аварии 2011 года, Кенан воспитывает своих воинов в самом жестком ключе.
После того, как Дирекция MotoGP отстранила Онжу от гонок до Валенсии, Софуглу выступил с заявлением, что это совершенно нечестное и необъективное решение в отношении Дениса: «С моей точки зрения, решение совершенно неправильное, — заявил Софуглу в интервью Speedweek. — Быть агрессивным — это часть спорта. Даже в Формуле-1 пилоты, вроде Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена, ведут себя агрессивно. Если посмотреть другие видео Moto3, становится очевидно, что маневр Дениса не является запрещенным — это стиль, которым сегодня ведутся гонки Moto3! По-моему, единственная причина, почему все жалуются на моих парней, это потому что они начинают выходить вперед, и их становится сложнее одолеть. Я учу их всячески избегать контактов в гонках, но если вы не совершите обгон, вы не сможете выиграть гонку».
Денис Онжу продолжит карьеру в Мото Гран-При с Tech 3 в 2022 году
В ответ на этот комментарий Алеш Эспаргаро из Aprilia Racing опубликовал свой: «Как я рад, что этот парень [Кенан Софуглу] не в паддоке MotoGP! Насчет Дениса, я уверен, что он совершил тот маневр несознательно, потому что слишком молод и ему еще надо набираться опыта. Но Dorna совершенно верно поступила, отстранив его: это сигнал для остальных — вы должны быть осторожнее! А у его менеджера [Софуглу] просто нет мозгов, потому что его парни творят прямо обратное в гонках. Онжу изменил свою траекторию посреди прямой, сместился справа-налево, и перекрыл путь преследователям — им просто некуда было деваться».
Марко Меландри, звезда MotoGP и World Superbike в отставке также добавил свой комментарий: «Кенан великий гонщик и боец, и он учит своих парней побеждать. Однако, то, что работало и работает в WSBK, не сработает в MotoGP, где всё гораздо жестче и требуется большая аккуратность в работе с инструментами [мотоциклами и техниками борьбы]».
Софуглу покинул Moto2 по двум причинам. Первой является то, что после аварии с серьезной травмой для испанского гонщика он сам стал персоной нон грата в паддоке MotoGP. Тогда ему припомнили всё: трудно оставаться в большом коллективе, который тебя отторгает.
Вторая же причина в том, что он просто осознал, что тот стиль и те трюки, которым он привык выигрывать дуэли с соперниками в World Supersport, не приведут его к успеху в Гран-При. Когда зайдет речь о борьбе за подиумы и титул, Софуглу пришлось бы пойти по головам в буквальном смысле. То есть, бороться с соперниками настолько решительно и жестко, что тем бы пришлось выбирать — упасть или отступить. Но в Гран-При эти методы не работают, поскольку за них гонщиков лишают права выходить на старт. И с 2011 года ничего не изменилось на самом деле. Даже в отношении мегазвезды MotoGP Марка Маркеса испанскому промоутеру и его команде пришлось применять санкции. Вспомните Гран-При Аргентины 2018 года, где Маркес действовал в буквальном смысле, как Софуглу — пошел по головам соперников… и лишился всех заработанных очков. Сегодня Маркес действует гораздо тоньше.
Итого: Кенан Софуглу никогда не выступал именно в MotoGP, он не ездил в Moto3, а его уровень суждения о техниках борьбы может быть не совсем корректным; его подход к обучению своих воспитанников так же может иметь изъяны в связи с отсутствием кое-какого опыта. Вот почему он настоял, чтобы Топрак Разгатлиоглу не только продолжил борьбу за титул в World Superbike, но и постарался бы закрепиться на том уровне, прежде чем оценивать перспективы в MotoGP. Видимо, Кенан понимает, что при переходе Топрака в паддок Мото Гран-При, он сам не сможет оказаться для него полезным в роли наставника. А то и вредным. Может повториться история с Хорхе Лоренцо, когда его менеджера Маркуса Хирша после вступления уроженца Майорки в заводскую команду MotoGP просто вышвырнули за ворота.
Марко Меландри, впрочем, считает иначе. Но это отдельная история.