WARNING: Много воды, мало конкретики!

Предисловие.

Если измерять мой мотостаж сезонами, то их немного, всего 5. Для кого-то это немало (всё-таки 5 больше, чем 1 :D), другие же ухмыльнутся и закроют вкладку, т.к. за рулём мотоцикла дольше, чем я живу. Но я совру, если скажу, что не хотел бы, чтобы текст прочитали опытные и «очень опытные» мотоциклисты. Я видел достаточно гениальных подростков и массу полнейших великовозрастных идиотов, а потому мне плевать на ваш возраст. Но ваш опыт у вас не отнять. Следовательно любые комментарии приветствуются.

Пролог.

Почему я решил написать всё это? Не могу сказать за другие страны, но у нас мотоцикл демонизируется. Кто не в курсе, двухколесных тайком ненавидит очень много людей. Причем это не только автомобилисты, а вообще все. Мотоцикл у нас синоним слов «опасность», «шум», «нарушение правил».
Не для кого не секрет, что на мотоцикле действительно легко помереть, и, что ещё хуже, забрать с собой невинных людей. Это тоже добавляет красок в отношение людей к байкам в целом.
Лично я отношу себя к обыкновенным мотоциклистам, использую байк в первую очередь как средство передвижения, для экономии времени и денег, и не понимаю, почему этого не делают сотни других людей. Без шлема не езжу, автомобилистов не пугаю, соседей не бужу.

Немного о себе.
Так уж вышло, что не все с детства ковыряются в технике, не у всех есть собственный сарай, да что уж там, большинство росло и/или растет без отца — потенциального проводника в мир железяк. Я как раз из числа таких. На велосипеде ездить научился лет в 9-10, не говоря уже о каких-то дырчиках, скутерах, мопедах, а тем более мотоциклах. До определенного момента в жизни я вообще не лез в тему личного транспорта в принципе, т.к. необходимости большой не видел, да и денег не было.
Но однажды что-то щелкнуло, уже и не вспомню, по какой причине. Что имеем: мне 22, я в новом для себя городе-миллионнике, живу на съемной квартире. Как и все, работаю, времени не так много. Единственный товарищ, владеющий мотоциклом, живет «на родине», дома, за 150км от меня. О какой-то мотопрактике речи не было. Так как водительского удостоверения я не имел, а загорелся именно темой мотоциклов, было решено начать по порядку, а именно с категории А. Всего 6 практическиз занятий, вместо положенных 13 (что лично с моим бэкграундом крайне мало), сданная без ошибок теория и 6 т.р. за закрытые глаза инспектора при сдаче практики, и вот я, ещё совсем зелёной, но с водительским удостоверением, начинаю поиски своего первого мотоцикла. Спойлер: на тот момент им оказался 600-кубовый супер-спорт (сейчас само собой другой).
У кого сейчас закатились глаза и ладонь так и хочет шлепнуть себя по лицу — это ваш последний шанс закрыть вкладку 🙂
По теме:

Часть первая: Документы

Лично я считаю, что закон нужно соблюдать, хотя бы потому, что смотреть в первую очередь нужно на себя и начинать изменения с себя. Не думаю, что в какой-нибудь Германии у меня появилась мысль о езде без прав. Но, общеизвестный факт №1: в государственной мотошколе вы ничему не научитесь. Точнее, вы не научитесь чему-то такому, что у вас не получилось бы, дай вам мотоцикл на денёк.
Факт №2: наличие у вас ВУ, если вы на мотоцикле, не интересно вообще никому. Скорее всего в Москве ситуация иная, но туда на мотоцикле я не добирался. Да и Москва, в том числе и «мотоциклетная» — отдельная история…
Люди наматывают тысячи километров и их никто даже не тормозит. Плохо ли это? Я считаю, что да. Как минимум потому, что в случае ДТП страховая виноватого мотоциклиста не заплатит пострадавшей стороне по понятной причине (банальному отсутствию страховки). С другой стороны, если вы мертвы, то не имеет значения, были ли у вас права или нет 🙂

Часть вторая: Знания

В век интернета я считаю обязательным просмотр обучающего контента перед началом езды на мотоцикле (лично я ещё пару книг быстренько глазами пробежал). Для кого-то это может показаться смешным, но я убежден, что на теорию нужно выделить достаточное количество времени. И знакомиться с ней лучше на свежую голову, чтобы хоть что-то откладывалось. На мой взгляд, это крайне необходимо, особенно для ребят со схожей историей отношений с техникой.
Кейт Коуд, езда на на высоких скоростях, на низких, всякие техники американских полицейских, куча русскоязычных каналов. Советую смотреть всё. Очень много моментов, которые вам никто не расскажет. Точнее не расскажет бесплатно 😉
Знания — сила. В нашем случае знания ещё и безопасность. Если затуп за рулём автомобиля выльется в мятый кузов, то следствием затупа на мотоцикле будет ещё и мятое тело.
Нет ничего страшного в падении. Плохо, если ты упал и не смог сделать выводы. Ещё хуже, если думаешь, что смог, но выводы неправильные.

Ну и какая теория без практики? Джимхана, трек, да просто обдуманная отработка изученного на безопасном участке повысит ваши шансы на выживание и, что немаловажно, добавит удовольствия от процесса вождения.
Где-то слышал хороший диалог, суть которого такова: «Если вы не совершенствуетесь, то у вас за спиной не 10 сезонов, а один сезон, но 10 раз.» Если вы видите типичного бородатого байкера, наездевшего сотню тысяч на своём круизере по дорогам Европы, далеко не факт, что он адекватно и своевременно отреагирует на опасность лучше вас. Ваша тысяча в густонаселённом городе стоит не меньше пяти его трассового пробега 😉

Часть третья: Опасности на дороге

Мир давно изменился. На обычные усталость и озлобленность людей наложился информационный шум. В машинах долбит музыка, многие за рулем с телефонами (да что уж, я сам такой), уже не говоря о пешеходах. На всё это накладывается прекрасная российская действительность.

Моё второе падение на мотоцикле случилось потому, что дорогу, по которой я ежедневно ездил месяцами, одной прекрасной ночью решили начать ремонтировать. Срезали участок асфальта размером приблизительно 4 на 20 метров, и глубиной сантиметров 10-15. И так совпало, что вдоль места ремонта отключили фонари. По классике, никаких предупреждающих знаков не стояло.
Признаюсь, на этом участке я привык ехать быстро. Прямая хорошая, без второстепенных дорог. Кусочек магистрали последи города 🙂 Но я был уставшим ровно настолько, чтобы не отреагировать адекватно и заблаговременно. К счастью, успел оттормозиться до 110, но всё закончилось знатной скользячкой. Кстати, упал достаточно бюджетно. Так о чем я: знакомая и безопасная дорога может превратиться в наждачку, о чем вас никто не уведомит. Да, я ехал с нарушением, и да, мог начать раньше тормозить, увидев тёмный участок. Но что бы произошло, если бы ситуация на дороге осталась прежней? Ничего.
Вообще ехать быстро не так опасно. Как говорится, убивает не скорость, а резкое торможение (имеется ввиду о препятствие). И в то же время, самое простое, что можно сделать на мотоцикле, это выехать на магистраль и «положить стрелку».
Проблемы появляются тогда, когда на дороге возникают помехи. Сильная колея, ямы (часто какой-то необъяснимой глубины) и последствия ямочного ремонта, посторонние предметы. Опять-таки, всё это скорее всего не касается Москвы. Провинция и без того убивает, так ещё и провинциальные дороги вносят свою вклад 🙂

Также считаю нужным упомянуть об опасностях в виде определенных видов автомобилей. Будьте готовы к дикому поведению «пацанмобилей» и к резким маневрам БМВ-щников. Это те подвижные опасности, которые лично я встречаю чаще.
Всё это много раз обговорено, но именно данный момент я хотел тут отметить.

Часть четвертая: Голова

Важно, что в ней происходит во время езды на мотоцикле. Могу сказать за себя. Когда я в хорошем расположении духа, не имеет особого значения, что вокруг. В таком состоянии я не представляю, что должно произойти на дороге, чтобы я это упустил из виду или не успел вовремя отреагировать. Но бывают и другие моменты, когда приходится настраиваться на поездку. Лично я играю в такую разминочку на дороге, объезжаю выдуманные препятствия, слежу за напряжением тела. Приходу в себя в общем…
Правильная и своевременная реация на мотоцикле особенно важна. Посторюсь, вероятнее всего при аварии пострадает не только техника 🙂 Можно как-то дёргано отреагировать на резко появившуюся ямку, неловно упасть на околонулевой скорости, и вашу стопу выломает так, что память останется на всю жизнь. Дело случая. А если с пассажиром? А если на встречку? Ну вы поняли.
Трезвый разум и готовность к неожиданностям — обязательное условие посадки на мотоцикл.

Эпилог.

Тема мотоциклов обширна, но тут я планировал рассказать только свои общие начальные представления о езде на двухколёсном транспорте в России. А может и не только в России.
Байк-культура, экипировка, классы мотоциклов — об этом, и о многом другом уже сотню раз рассказано. Хотя своё мнение и об этом я когда-нибудь и срыгну на просторы интернета 🙂

Практически всё вышесказанное для вас не имеет значения, если вы купили мотоцикл для езды со скоростью 40км/ч на расстоянии 15-20 метров от впередиидущего транспорта, в яркий солнечный денёк исключительно по выходным. Вероятнее всего, ваша покупка была спонтанной, от скуки или избытка денег, и вскоре мы увидим ваш байк в продаже на всем известных сайтах.

Добавить комментарий