— Если в World Supersport доминирование Yamaha YZF-R6 стало более-менее привычным для наблюдателя, то в World Superbike для Yamaha шансы на победу никогда не были слишком высокими. Не говоря уже о победе сразу во всех зачетах.
Несмотря на жесткое противостояние, отношения Рэя и Разгатлиоглу остаются уважительными
В 2009 году заводской пилот Yamaha Бен Спис превзошел Нориюки Хагу из Ducati Xerox Team по итогам сезона всего на 6 очков, но это никак не помогло Yamaha взять Кубок производителей, который увезли в Борго-Панигале, причем, с огромным отрывом в 67 очков. В 2010-2011 пилоты Yamaha поднимались на подиум, но за титул боролись Макс Бьяджи на Aprilia и Карлос Чека на Ducati. Потом, заводской проект Yamaha в WSBK ушел на 5 лет в глубокую тень. Вернулся вместе с Crescent Racing в образе PATA Yamaha в 2016. Но до 2020 года это была лишь попытка — нащупать свой путь в мире, где безоговорочно правили два лидера — Kawasaki Racing Team и Aruba.it Ducati WorldSBK.
Тот самый момент, который изменил ход истории: финиш Suzuka 8 Hours, где Топрак был в роли статиста
За потерю титула Джонатаном Рэем в 2021 году Kawasaki может поблагодарить… саму себя: исторический надлом произошел в конце июля 2019 года, когда восходящая звезда турецкого мотоспорта — Топрак Разгатлиоглу был приглашен Kawasaki представлять заводскую команду на Suzuka 8 Hours (Гордость Японии!) вместе с Джонатаном Рэем и Леоном Хезламом, но в последний момент молодому турку отказали в выходе на трек, решив, что он еще не созрел для такой чести.
Менеджер и наставник Топрака — Кенан Софуглу негодовал. Он прямо заявил, что это демонстрация реального неуважения, и что Kawasaki поплатится. Через 2 дня после Suzuka 8 Hours Кенан и Топрак сидели в голландском офисе Yamaha Europe и подписывали контракт с PATA Yamaha на выступление в World Superbike. В Kawasaki тогда это сочли за сущий пустяк, недоразумение и недопонимание. И напрасно!
Топрак Разгатлиоглу и его наставник Кенан Софуглу на стартовой решетке WSBK
Слово, сказанное «Последним Султаном» Софуглу крепче скал у Босфора. Кенан пообещал Kawasaki фиаско в 2019, а в 2020 Топрак уже продемонстрировал, что это не пустые обещания. В сезон 2021 года Разгатлиоглу вошел главным фаворитом и соперником Рэя в схватке за титул. Настолько детерминированного и уверенного в себе, а также в своем мотоцикле пилота World Superbike не видел со времен Макса Бьяджи.
Джонатан Рэй действительно сделал все, что мог в противостоянии с Топраком
Рэй, выигравший 6 титулов подряд с 2015 года, видел пару соперников, способных сокрушить его. Но в отличие от Баутисты в 2019, единственной жизненной целью Разгатлиоглу была именно победа в WSBK на Рэем. Альваро Баутиста боролся за победу, чтобы вернуться в MotoGP, но когда понял, что этого не произойдет, приуныл и быстро слил весь своей потенциал. Иногда казалось, что это было сделано намеренно, даже демонстративно. Разгатлиоглу всегда действовал предельно четко: только победа, цель — титул, и всё. Только вперед! В стремлении Топрака к победе чувствовалась руководящая роль Софуглу, решившего принести Турции не просто одну лишь победу на мировом уровне, а сделать турецких пилотов сильнейшими.
Противостояние Рэя и Разгатлиоглу в Сан-Хуане
Разгатлиоглу выиграл 11 гонок в 2021 году, взошел на подиум еще в 10 заездах, не считая две победы и четыре ТОП-3 в Superpole Race. Рэй выиграл только 7 гонок, но 13 раз поднимался на подиум. Плюс, Рэй выиграл 6 Superpole Race, так что он компенсировал провалы в очках три или четыре раза.
Их противостояние серьезно обострилось по возвращении чемпионата с летних каникул, на Autodrom Most в Чехии: Разгатлиоглу впервые уверенно вырвался в лидеры чемпионата. Это был настоящий вызов. Этапы в Барселоне и Портимао встряхнули ситуацию, но в Аргентине Топрак вновь закрепился в лидерах. В Индонезию пилот PATA Yamaha прибыл с 30 очками преимущества.
Джонатан Рэй в гравии Autodromo Most
Интересно, что перед началом уикенда в Kawasaki Racing Team пытались доказать всем, что 30 очков — это семечки, и что Рэй сможет преодолеть трудную дистанцию. Джонатан действительно сделал все от него зависящее, чтобы реализовать сложную комбинацию. Но против него и KRT сыграла погода и новый трек.
Перенос субботней гонки WSBK на утро воскресенья — это была точка в чемпионате…
Проливные дожди привели к отмене Superpole Race (как минимум, Джонатан лишился потенциально 12 очков), а первая гонка прошла в крайне сложных погодных условиях, когда командам пришлось переобуть мотоциклы в Intermediate-покрышки, не рассчитанные на скоростную езду, а нацеленные на выносливость в условиях, когда часть трека сухая, а часть мокрая. Гонка именно в таких условиях и прошла. В середине заезда появилась интрига, когда Скотт Реддинг возглавил пелетон, а Топрак провалился на 4-е место. В этот момент решение судьбы титула отодвинулось на вторую половину дня. Но Топрак ускорился и финишировал за Рэем, обеспечив себе победу (математическую и фактическую) с 25 очками чистого преимущества.
Топрака встретили как чемпиона после финиша 1-й гонки в Мандалике
На самом деле, предстояла еще одна гонка. Но она была настолько условной, что… Теоретически, в FIM не должны были объявлять Топрака победителем до финиша второй, дождевой гонки в Мандалике. Потому что Рэй выиграл заезд, а Разгатлиоглу мог упасть (чисто теоретически), и тогда между ними возникло бы 100% равновесие, и пришлось бы считать «успешность» сезона для каждого — кто больше выиграл, что чаще оказался на подиуме, кто выиграл больше поул-позиций… И тут Рэй имел кое-какое преимущество. Но Топрак не упал и приехал на финиш с 13 очками чистого преимущества над Джонатаном. Так что все условности были чисто соблюдены.
Это был в целом сложный и интересный сезон, гонки World Superbike часто превосходили по зрелищности заезды в MotoGP. Дуэль Рэя и Разгатлиоглу, особенно, в Хересе, Портимао и Аргентине — это истинное наслаждение с адреналином, как для гонщиков, так и для зрителей. В общем, сезон вышел интересным.
PATA Yamaha — чемпион WorldSBK в командном зачете
Для Yamaha важно, что Разгатлиоглу доказал абсолютную конкурентоспособность YZF-R1. Но и другие пилоты завода тоже были на высоте: чемпион World Supersport 2020 года Андреа Локателли — самый заметный новобранец, Гаррет Герлофф в итоге стал лучшим пилотом сезона среди независимых команд. Путь, пройденный Yamaha с 2016 года, огромен, но дело не в мотоцикле, а в пилотах. Сейчас у Yamaha очень сильный состав в чемпионате.
Рэй остается Рэем, но в Kawasaki он такой один! Напоминает ситуацию в MotoGP с Honda и Марком Маркесом, не так ли?
Что касается Ducati, то Скотт Реддинг, конечно, здорово вырос как спортсмен за этот сезон, приобрел уверенность и серьезность. Его комментарии стали по-настоящему взрослыми, без деревенщины, которую он иногда позволял себе в MotoGP и BSB. Будет интересно взглянуть, чего он добьется в 2022 году с BMW! А также интересно будет взглянуть, остался ли Альваро Баутиста тем же Неудержимым, каким был в 2019.
Yamaha примерила две тройные короны — в World Supersport и World Superbike 2021
Топрак Разгатлиоглу стал чемпионом World Superbike, PATA Yamaha — чемпионом в командном зачете, а Yamaha впервые взяла Кубок производителей WSBK.
Также, Доминик Эгертер и Ten Kate Yamaha оформили титулы в World Supersport, тогда как доминирование Yamaha R6 в WSS расценивается, как нечто само собой разумеющееся… ну, до введения нового техрегламента в 2022!
Ducati потребуют реванша в 2022 году
В итоге, у нас две серьезные интриги на следующий год: сможет ли Топрак удержать в своих руках корону, когда ему будут противодействовать сразу три крутых соперника (Рэй, Баутиста и Реддинг) и сможет ли Yamaha сдержать натиск Ducati в Суперспорте.