— Supersport был запущен Infront Motorsport в рамках чемпионата мира World Superbike в 1997 году, сначала, в статусе «World Series», а с 1999 года именно как «Чемпионат мира». Он всегда был ориентирован, прежде всего, на японских производителей, которые выпускали мотоциклы с 4-цилиндровыми рядными моторами объемом 599 куб.см. Но допуск в гонки был и у мотоциклов с V2 объемом до 750 куб.см., а также для 3-цилиндровых до 675 куб.см.
Supersport, каким мы его знаем
Европейские производители очень долго игнорировали серию, поскольку Ducati и Triumph не имели конкурентоспособных мотоциклов, способных бороться с легко тюнингуемыми, надежными и быстрыми L4 в масштабе чемпионата. MV Agusta присоединилась к серии с 3-цилиндровым F3 только в 2014 году. Triumph, имея неплохой потенциал для развития проекта Daytona 675, никогда не выступал в WSS на заводском уровне, но частные команды иногда блистали в борьбе с «японцами».
Honda CBR600RR был доминирующим мотоциклом с 2002 по 2010 год. Заводская команда Yamaha совершила прорыв вместе с Кэлом Кратчлоу в 2009 году, после чего замахнулась на доминирование в серии после победы Чаза Девиса в 2011.
История взлета Yamaha в World Supersport связана с «открытием», сделанным немецким мотористом Маркусом Эшенбахером: Yamaha Motor Europe дала тюнинговому ателье Маркуса безграничные возможности для R&D с целью создания «идеального гоночного кита» для YZF-R6, который Маркус методом исследований нашел в 2008. R6 и в правду оказался оптимальным с точки зрения подготовки к гонкам, так что по пути Эшенбахера затем пошли многие тюнинговые ателье по всей Европе. Но самыми надежными всегда были именно моторы Маркуса.
Кто бы ни стал чемпионом мира в 2021 году, это будет Yamaha R6!
На заводском уровне серьезную конкуренцию ему создали в Kawasaki Racing Team. Завод Kawasaki взял курс на доминирование в World Superbike и Supersport после официального закрытия программы в MotoGP, перебросив все инженерные силы на поддержку KRT. Плюс, это совпало с приходом в Kawasaki Кенана Софуглу, объективно сильнейшего пилота класса Supersport. Команды, за которые выступал Кенан, получали от KRT полную поддержку, как техническую, так и инженерную. ZX-6R принес Kawasaki три титула (все — за Софуглу) в 2012, 2015 и 2016. Но уход Софуглу из спорта после травмы поставил точку в этом взлете, и тогда Yamaha R6 занял абсолютно доминирующую позицию в World Supersport — 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 — пять титулов подряд выиграно безоговорочно на Yamaha (не важно, кто возьмет титул в этом году — это будет пилот на R6).
Amen?..
Впрочем, Yamaha Motors следом за Honda Motor Co. закрыла свою производственную программу YZF-R6 в 2019. Сейчас R6 можно купить по предзаказу в гоночной версии, но не в гражданском обличии. Yamaha свернула программу омологации мотоцикла для дорог общего пользования, так что купить его можно, но лишь как спортинвентарь даже в Европе и США. В то же самое время, уходить из World Supersport Yamaha не спешит!
Но у менеджера Yamaha Racing, курирующего World Superbike — у Андреа Досоли есть серьезные сомнения, что с введением нового регламента WSS класс сохранит свой облик в 2022 году.
Андреа Досоли, менеджер Yamaha Racing в World Superbike
«Со спортивной точки зрения, мы обеспокоены нововведениями, — сказал Досоли в интервью Motorsport. — Определенно, это решение продиктовано коммерческими соображениями, и мы никак не можем с ним согласиться. Несколько лет вопрос в среднекубатурном классе стоял достаточно остро, потому что его популярность падала. Но сегодня у нас достаточно гонщиков, стартовая решетка полна, и со спортивной точки зрения это идеальный баланс: мотоциклы на решетке более-менее одного уровня, дальше — вопрос спортивного уровня участников».
«Yamaha провела значительные инвестиции в гоночные команды с 2017 года, предлагая им конкурентоспособные пакеты и поддержку. Это единственная причина, по которой сегодня подавляющее большинство участников серии выбрали R6. Другой причины нет — это лучший мотоцикл на сегодняшний день, вернее, последние 5-7 лет. И наша программа развития райдеров действует превосходно. Отличный пример — это Андреа Локателли, который прошел путь из младшего класса — через WSS, а теперь представляет Yamaha в заводской команде WSBK».
Очевидно, что Yamaha Racing хотелось бы защитить свои позиции в чемпионате, но у FIM есть свое видение будущего.
Почему настала пора менять подход
Скотт Смарт, который занимает пост Технического Директора FIM, уверен, что сегодняшний World Supersport совершенно не удовлетворяет требованиям рынка (и это — официальная позиция FIM, а также промоутера WSBK, Dorna Sports). Сегодня, тенденции на рынке таковы, что мотоциклы класса Supersport более не востребованы из-за новых экологических норм в ЕС (основной рынок). Производителям пришлось бы искусственно снижать их производительность, чтобы влезть в рамки омологации для Евро-5. Другие заводы пошли по пути увеличения объема двигателей и даже смены форм-факторов моторов с целью создания менее форсированных, но более объемных силовых агрегатов, выдающих примерно те же показатели мощности и крутящего момента, что и 599-кубовые L4. Все европейские производители — BMW, Ducati, Triumph, MV Agusta и даже KTM никогда не ориентировались на японские тренды, и сегодня они диктуют правила на рынке.
А правило европейского производителя — 3-цилиндровый мотор объемом 675-765 куб.см., тогда как у Ducati есть Panigale V2 с двигателем объемом 955 куб.см. У BMW и KTM есть 2-цилиндровые мотоциклы с двигателями 890 куб.см. — именно под них и написан новый Регламент World Supersport.
Скотт Смарт, Технический Директор FIM по WorldSBK
«Концепция Supersport устарела, — говорит Скотт Смарт. — Ей уже более 10 лет. Нет спору, в Yamaha проделали огромную работу, благодаря чему их байк теперь доминирует. У них лучшие команды и пилоты, это определяет результаты. Но главное, чего мы [FIM] хотели бы избежать, это участия в чемпионате мотоциклов, которые уже де-факто сняты с производства. Yamaha R6 еще доступен в Европе, но только как байк для трек-дней, вы не можете купить его уличную версию. Kawasaki ZX-6R покинул серию очень давно, а пару лет назад снят с производства и MV Agusta с двигателем 675 куб.см».
Иными словами, мотоциклы, которые были доступными в 2000-ных и 2010-тых — мотоциклы класса Supersport с рядными «шестисотками» сегодня перешли в разряд дорогостоящих гоночных игрушек. Производители нашли способ, как снизить себестоимость производства мотоциклов среднего класса, не теряя в производительности. Новый мировой тренд, и его невозможно игнорировать.
FIM не собирается выгонять Yamaha R6, Honda CBR600RR и Kawasaki ZX-6R из World Supersport, напротив, Скотт Смарт считает, что в 2022 году будут созданы оптимальные условия для мирного сосуществования 955-кубовых Ducati Panigale V2 и 599-кубовых R6. Дело в балансировании производительности, которую будут регулировать, устанавливая лимиты на обороты двигателей, как делается в World Superbike.