— Его похитили у KTM в тот самый момент, когда австрийский производитель был готов сделать решительный шаг — вперед и наверх, к захвату подиумных позиций по итогам сезона. KTM действительно стал представлять угрозу для некоторых привычных лидеров MotoGP, и для Honda в первую очередь: ведь своей целью боссы из Маттигхофена ставили — первым делом! — побить Honda во всех видах моторного спорта, включая MotoGP. Хотя KTM вряд ли может соперничать с Honda по объемам производства и продаж, уровню R&D и штату сотрудников, кое в чем они бьются не на жизнь, а насмерть.
Honda против KTM в MotoGP: какой вклад в это внес Пол Эспаргаро в 2021 году?
Схватка KTM и Honda идет в чемпионате мира по Мотокроссу MXGP последние 6 лет. Тим Гайзер принес Honda Racing четыре титула в MX2 и MXGP с 2015 года, подвинув с этих позиций признанных лидеров — пилотов KTM. В 2013 году Team HRC вернулась на ралли-марафон «Дакар», чтобы поставить точку в 20-летнем доминировании KTM — и им это удалось. В AMA Supercross заводская команда Honda во главе с Кеном Рокценом спорит с заводской KTM вот уже 4 года подряд.
Пол Эспаргаро: мои амбиции — стать вторым после Марка самым быстрым в MotoGP
В кольцевых гонках у KTM есть только проект в Мото Гран-При, но зато во всех классах сразу, чего нет ни у Honda, ни у Yamaha, ни у Ducati, ни у Suzuki. И появление KTM в Moto3 в 2012 году сломало японцам вообще всю игру: лидерство в классе, созданный по лекагам из Кумамото, неожиданно — и надолго! — захватил совершенно новый игрок с бюджетом втрое меньшим, чем у HRC.
Пол Эспаргаро: «Планка задается самым быстрым пилотом каждого производителя. В Honda сегодня — это Марк. Но по мне, он не только в Honda быстрейший. Все видели, что он доказал свою способность выигрывать гонки. Да, это был не его год, но я все равно во всем на него равнялся»
Теперь вот — MotoGP… Конечно, с Марком Маркесом во главе кампании Honda в 2020 году не возникло бы ни одного вопроса, типа, «что тут вообще делают парни на оранжевых мотоциклах?» Но ведь именно Брад Биндер из KTM Factory Racing, выиграв Гран-При Чехии в отсутствии травмированного Маркеса, провозгласил новую эру, когда «каждый думает о победе и подиуме». Без Маркеса в Honda оранжевая тусовка навела шороху в Кубке производителей: в 2020 году KTM действительно удалось обставить и Aprilia, и Honda — это выглядело и звучало странно, но факт — 200 очков KTM против 144 у HRC в Кубке производителей и 3-е место в Командном чемпионате для KTM Factory Racing против 9-го у Repsol… И вклад Пола Эспаргаро в эту копилку был немалый!
«Нет проблемы в том, чтобы добраться до MotoGP: многим хватает сил и решимости для этого. Куда сложнее здесь удержаться не на год-два, а надолго. Я в GP уже 15 лет. Могу сказать, что всегда требовал от себя больше 100% — каждый раз, в каждом классе, иначе бы не был в той позиции, какую занимаю сейчас».
Пол Эспаргаро нужен HRC был для двух целей: он дорос до статуса топового пилота — отсюда, усиление заводской команды Honda при одновременном ослаблении KTM. Судя по всему, хитрый план Альберто Пуча сработал: двойное понижение в должности Вице-президента KTM Factory Racing Майка Ляйтнера является подтверждением. По одной из версий, Майку как раз вменяют пассивность — не приложил достаточных усилий для удержания Эспаргаро в KTM. Сам Ляйтнер считает, что проблемой роста стал резкий переход из статуса «команды-новобранца» с массой преференций к полноценному члену MSMA вообще без конфессий. Но это уже не так важно.
Пол Эспаргаро не считает свой дебют в Repsol Honda провальным, напротив…
И вот, Пол в команде мечты, куда стремится попасть каждый — в Repsol Honda! Причем, ему в 2021 году было уделено много внимания при отсутствии Марка в строю. Два месяца заводской проект работал на Пола, Алекса и Таку. Дало ли это результат?
«Вообще, сезон был странный, и вы наверняка скажете: «провал…» Но есть один момент: лично я не ожидал многого от дебюта с Honda. Пришел, зная заранее, что мои предшественники испытывали колоссальные проблемы в освоении байка. Но я знал, что нахожусь на пиках своей карьеры и физической формы, и хотел, чтобы мои дочери увидели меня на подиуме. Когда это произошло, понял, что на верном пути» — говорит Пол Эспаргаро.
У него есть кое-что общее с боссом Ducati Corse Луиджи Даль′Иньей, который покинул теплое место в Aprilia Racing ради крутого вызова, брошенный ему из Борго-Панигале. Джиджи всегда говорил, что [на том уровне развития и менеджмента Aprilia и Piaggio Group] у него не было возможности побороться за титул в MotoGP — воплотить свою многолетнюю мечту. Пол хорошо должен знать, что чувствовал ограниченный в финансах и техническом оснащении Джиджи, когда сам два года разрабатывал сырой KTM RC16, зная, что может достигать большего в каждой гонке.
Когда ты в топовой команде и на топовом мотоцикле, жаловаться на не на что
Вот, как эти ощущения описывает профессиональный спортсмен, прорайдера MotoGP: «Есть важный нюанс: когда ты на топовом байке, то знаешь, что нужно пушить только себя, если что-то не получается. Мы два года разрабатывали KTM, и выкладываться в некоторые моменты просто не представлялось возможным — не позволяла техника. А в этом году я всегда был на 100%, благодаря Honda. Получить доступ к такому мотоциклу, как RC213V — это переход на новый уровень для любого пилота MotoGP. Уверен, что мне было бы гораздо комфортней — остаться в KTM, но так, вероятно, я бы мог уйти в отставку, никогда не попробовав лучший прототип чемпионата. И хотя это был неидеальный сезон, осенью мы сделали огромный шаг вперед, и чувствую себя спокойно — я доволен».
Хорхе Лоренцо пришел в Honda показать Марку, как надо управлять мотоциклом MotoGP
Вступление Пола Эспаргаро в Honda произошло после фиаско, которое потерпел в 2019 Хорхе Лоренцо. За год до перехода в Repsol Honda, оба топовых пилота показывали примерно одинаковые результаты: с Ducati Лоренцо заработал 134 очка и 4 подиума; с KTM Эспаргаро заработал 135 очков и 5 подиумов.
«Я очень уважаю Хорхе [Лоренцо] и тем более Дани [Педросу], потому что он остается активным пилотом и приносит большую пользу [KTM]. Honda является трудным байком, это безусловно. И скажу, что моими амбициями было и остается — стать вторым быстрейшим после Марка. В этом году это не удалось по ряду причин. Но со всем уважением, которое я испытываю к Хорхе… все же [с Honda] я добился больше, [чем он]».
Когда Лоренцо вступил в Repsol Honda в 2019, он рассчитывал совершить прорыв уже к середине лета. Но дебют оказался настолько тяжелым и травматичным, что Хорхе отказался от амбиций и выкинул белый флаг, объявив об уходе из MotoGP. Заработав всего 28 очков, он завершил карьеру на 19-й позиции в рейтинге. На фоне очередной убедительной победы Маркеса, все это выглядело как катастрофа, но только не для Honda — для Лоренцо: Маркес практически в одиночку принес HRC тройную корону — личный, командный и конструкторские титулы.
1-2 места на подиуме в Гран-При Эмильи-Романьи — за Маркесом и Эспаргаро
Пол Эспаргаро в 2021 вышел на старт 17-ти гонок и заработал 100 очков, записав на свой счет одну поул-позицию и поднявшись на подиум в Мизано (2 место после Марка Маркеса). Он вполне мог рассчитывать на 8-9 место по итогам сезона, но из-за пропуска Гран-При Валенсии, завершил год 12-м.
Вклад Эспаргаро в результат Honda в 2021 году бесспорен: усилиями Пола и Марка Repsol Honda опередила Red Bull KTM Factory Racing в командном чемпионате, а HRC вернула позицию в Кубке конструкторов. Впрочем, это не те «достижения», которыми Honda может гордиться.
Но схватка Японии и Австрии продолжается.
Интересно, что по поводу результатов сезона думает менеджер Repsol Honda Альберто Пуч! Его комментарии в следующем материале.